Индия (Мария Сидоренко)

Мумбаи, Индия

В Мумбаи мы прибыли ближе к середине июля, когда уже начался сезон дождей.  Мне всегда казалось, что дожди несут с собой прохладу, но в Индии, видимо, все происходит иначе. По индийским меркам было не очень жарко, около 30 градусов, но стояла страшная духота, дождь шел стеной. За время нашего пребывания в Мумбаи дождь прекратился только на пару часов, солнце не появлялось вовсе.

По пути из аэропорта в отель нам показали главную набережную города — Marine Drive, где очень любят прогуливаться как туристы, так и местные жители. Дождь их ничуть не смущает, большинство прогуливающихся не имеют зонтов, а молодые люди сидят на парапетах и ждут, пока их накроет волнами.

 фото 1 набережная

На той же набережной на земле сидят женщины в сари, чистят кукурузу, продают ее, а шелуху кидают прямо в воду. К слову, из-за дождя или из-за почвы Аравийское море казалось темно-серым, а местами черным. Помимо очистков кукурузы туда, вероятно, сбрасывали все ненужные вещи, потому что, перегнувшись через парапет, можно было увидеть плавающие булочки, картонные короба, предметы гардероба и сломанные зонты.

Мы заселились в отель Taj Mahal Mumbai, отель-музей, который, за свою долгую историю в 110 лет, принял множество знатных персон, в числе которых политические деятели, артисты и писатели, такие как Сомерсет Моэм, Олдос Хаксли и Бернард Шоу, Джон Леннон, Мик Джаггер и Элвис Пресли, принц УэльскийЖак Ширак и  Билл Клинтон.

Мумбаи сложно назвать красивым городом, но он, несомненно, поражает контрастами. В архитектуре преобладает колониальный стиль. В нем выполнены Мумбайский университет, и вокзал Виктории, и сам отель Taj Mahal Mumbai.

Но тут же с потрясающего вокзала уходят ветхие поезда без окон и дверей, набитые людьми. Рядом с университетом раскинулись местные рынки, где в основном отовариваются жители трущоб. Товары разложены на земле, продавцы продуктов босиком, а насекомые роями летают как по продуктам, так и по торговцам. Трущобы – издалека очень темные, полуразваленные домики, построенные или надстроенные собственными силами из подручных материалов, будь-то доски или картонные короба.

фото 5 трубощы

В сезон дождей обитатели трущоб прячут свои жилища под толстый целлофан, чтобы как-то защититься от неумолимой стихии. К моему удивлению, оказалось, что трущобы – жилье государственное  и вовсе не бесплатное (примерно 3000 рупий в месяц, около 2000 рублей). Как нам объяснили, многие люди предпочитают жить в трущобах, чтобы сэкономить деньги на обучение детей и уход за стариками. Хоть со стороны трущобные районы выглядят удручающе, но в них есть и свои торговые улицы, салоны мобильной связи (в таких же самодельных домах), и на почти каждой крыше красуется спутниковая телевизионная антенна. Каждый наш сопровождающий считал своим долгом сказать нам, что именно в трущобах Мумбаи снимался нашумевший фильм 2008 года «Миллионер из Трущоб».

В один из дней нами была организована автомобильная экскурсия в город Сурат, который находится в 350 км от Мумбаи. Сурат — город на западе Индии, в штате Гуджарат. Сурат также известен как город цветов. Административный центр округа Сурат. Цветов мы там не обнаружили, видимо не сезон, зато многое узнали о индийских дорогах и порядках на них. Правила дорожного движения в Индии ввели только в 2006 году, множество водителей, тем не менее, их не придерживаются, а также не используют зеркала заднего вида и не включают сигналы поворота. Иными словами, об их маневрах можно только догадываться. Такая ситуация на дорогах смягчается тем, что все автотранспортные средства двигаются со скоростью не выше 40 км/ч и о намерениях обогнать впереди идущий автомобиль или перестроиться они сообщают автомобильным гудком. На каждом грузовике сзади между стоп сигналами большими буквами так и обозначено: «Пожалуйста, гудите!» Гудят они постоянно и всем, и это вовсе не значит, что они недовольны, они просто пытаются обеспечить безопасность движения как могут. Что удивительно, за 350 км, которые мы, к слову, ехали 7 часов, аварий было замечено только две и вовсе не серьезные.  Самым интересным транспортом в Индии, на мой взгляд, является авторикша или тук-тук, это трехколесный мотороллер с навесом, но без дверей.

Тук-тук – дешевый и быстрый транспорт, удобный для перемещения в крупных городах. В то же время он весьма опасен, так как в нем отсутствуют системы безопасности. Кстати, Мумбаи – единственный город, где доступ авторикш в некоторые части города запрещён законом, также за проезд здесь введена нормированная плата, когда в других городах водители сами устанавливают стоимость проезда и часто завышают ее. Еще одной особенностью и неотъемлемой частью индийских дорог являются коровы. Здесь стоит заметить, что корова в Индии является священным животным, и любой вред, принесенный ей, карается по закону суровым наказанием вплоть до смертной казни. Они гуляют и лежат прямо на проезжей части, из-за чего часто образуются пробки, но никто не смеет их прогнать, люди предпочитают подождать, пока коровы сами сойдут с дороги или немного подвинутся, освобождая хотя бы одну полосу для движения.

 cow

Люди готовы ждать часами. Сами дороги находятся в очень хорошем состоянии, многие из них являются платными, но стоимость проезда по таким качественным дорогам не велика, до 80 рупий (около 50 рублей).

 Бхубанешвар, Индия

 Бхубанешвар – город на восточном побережье Индии. Город не очень популярный для туристов из-за рубежа, именно поэтому на нашу делегацию было обращено все внимание прогуливающихся мимо местных жителей, к нам подносили детей, как к неведомым животным, с нами фотографировались и вокруг нас собирались десятки людей, когда мы останавливались передохнуть. Наш сопровождающий пояснил, что такое поведение местных вполне нормальное, потому что в их краях европейцы появляются нечасто. Как оказалось, для индуса честь сфотографироваться с «пришельцами», потом, опять же по словам сопровождающего, потом они вешают это фото на стену и показывают его всем гостям своего дома. Кстати, сам он тоже не упустил возможности «щелкнуть» нас на память.

Бхубанешвар — административный центр штата Орисса. Он также известен под названием  Город храмов, это крупнейший город Ориссы с населением более миллиона жителей и важный экономический и религиозный центр Восточной Индии.

Когда мы прибыли в Бхубанешвар сезон дождей еще не наступил, и стояла солнечная погода, которая позволила нам посетить как побережье Индийского океана, так и побывать на Бенгальском заливе. На пляжах в это время  много отдыхающих, но их отдых на пляже отличается от нашего, никто не приносит зонтиков, лежаков и полотенец. Немногие люди, заходившие в воду, были полностью одеты, ни одного купального костюма не наблюдалось. По пляжу также прогуливались верблюды, на которых можно было прокатиться, вдоль береговой линии раскинулись лавочки с кокосами, которые продавали с трубочками в качестве прохладительных напитков, рыбой и морепродуктами, выловленными здесь же и зажаренными до хрустящей корочки в больших чанах.

фото 8 кокосы

Город очень чистый и очень спокойный, люди приветливые и участливые, особенно если это торговцы. Все улицы города расположены под углом в 90 градусов друг к другу, поэтому город выглядит очень аккуратным и потеряться здесь практически невозможно. В окрестностях города множество заводов, одним из основных продуктов на импорт являются морепродукты, и нас пригласили посетить один из заводов производящих креветки.

 Нас облачили в робы, сапоги, шапочки и перчатки, обработали нас дезинфектором и впустили в здание завода, где рабочие в таких же костюмах промывали, сортировали, чистили и упаковывали свежие креветки, отправляющиеся после во внушительные морозильные камеры. Зрелище действительно достойное восхищения.

 Бхубанешвар полностью оправдывает свое второе название «Город Храмов». Мы видели только несколько из них. Одним из них был храм Бога Солнца, находящийся в пригороде Конарк. Выполнен храм в виде большой колесницы c 24 колесами, семью лошадьми и львами, защищающими ее. По легенде храм был возведен в благодарность Богу Солнца за долгожданного сына жены царя царства Калинга.

Храм был построен в 13 веке в месте слияния реки и океана, сейчас же океан расположен лишь в пяти километрах от Храма. Стены украшены богатой изящной резьбой, изображающей откровенные эротические сцены, танцы, барельефы из жизни царя, появившегося на свет по воле Бога Солнца. Над росписью работала тысяча мастеров в течение 16 лет.

 В нескольких километрах от Бхубанешвара, на берегу реки Дайя, на холме Дхаули, стоит белоснежная Буддийская Ступа, построенная в 1972 г. японскими буддистами. Ступа отмечает место кровавой битвы, где император Маурьев Ашока разбил жителей Калинги, в 265 г. до н. э.

фото 10 белый храм

Последним местом, которое мы посетили были Удайгири и Кхандагири — древние пещеры, вырубленные более 2000 лет назад джайнистскими монахами на склонах холмов, расположены в 6-ти километрах от Бхубанешвара. Пещеры Удайгири, (букв.»Холм утренней зари»), служили обителью для монахов во времена, когда государственной религией царства Калинга был Джайнизм. Большинство пещер выполнены как кельи — в них трудно стоять в полный рост, настолько они низки — это дань аскетичному образу жизни восточных подвижников. Но здесь также есть и царские палаты, украшенные фреской и скульптурой с изображением охоты, танцев и бытовых сцен из жизни царей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>