Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ первый
Вашингтонцы – счастливые люди, хотя сами этого, как правило, не сознают. Жители многих столиц не знают как лучше и экономнее провести уик-энд. Но в Вашингтоне – это, действительно, не проблема, потому что в этом городе есть «Смитсониэнс» – совершенно бесплатные для посещения музеи, парки и скверы, а также оранжерея, зоопарк… Сразу все и не перечислишь.
А началось все как-то странно и неожиданно. Знаменитый английский ученый химик-минералог Джеймс Смитсон (1765-1829), закончивший Оксфордский колледж, член Королевского общества, много путешествующий по Европе, никогда не бывал в Америке. Но ему был очень интересен опыт молодой американской демократии. И вот, будучи никогда неженатым и не имея собственных детей, он решил завещать все свое состояние государству, с которым англичане воевали дважды: в 1775-1783 гг. и в 1812-1814 гг., и о котором у большинства жителей Британских островов было самое пренебрежительное мнение, – Соединенным Штатам Америки.
Смитсон умер в Генуе (Италия) 27 июля1829 г. В своем завещании он писал: «Я завещаю все свое состояние … Соединенным Штатам Америки, с тем, чтобы в Вашингтоне был основан Смитсоновский Институт для преумножения и распространения знаний среди людей». Да, это был действительно очень широкий жест… Когда в1835 г. правительство США было проинформировано об это столь неожиданном даре, то Конгресс по предложению президента Э. Джексона принял специальное решение об основании Смитсоновского института. Для получения денег в Англию был направлен дипломат Ричард Раш. Он привез 11 ящиков с золотыми соверенами. Деньги, разумеется, тщательно пересчитали, и они составили для того времени огромную сумму: ровно 104960 золотых монет, 8 шиллингов и 7 пенсов, по тому времени это было более 0,5 млн. долл., а в пересчете на современный курс составляет ок. 10 млрд. долл. Наследство Смитсона было доставлено в Монетный двор США и затем поступило в Министерство финансов США.
10 августа1846 г. Конгресс США принял акт об учреждении Смитсоновского института, в который должны были бы входить музей, библиотека, коллекция предметов истории, науки и искусства, а также проведение научно-исследовательских работ. Было решено построить в центре Национальной аллеи (американцы называют ее – Национальный молл) – специальное здание института. Был объявлен конкурс проектов, который выиграл в дальнейшем очень известный архитектор Джеймс Ренвик. Он решил, что здание будет самым необычным для американцев по своей архитектуре, поскольку оно должно было имитировать старинные норманнские замки, а, в конечном итоге, за ним закрепилось название – Тюдоровский замок. Сейчас – это главный информационный центр Смитсоновского института и его музеев. Его необычная архитектура и прекрасные скверы с фонтанами вокруг – просто магнит для туристов и жителей столицы.
В1901 г. в этом здании в специальном мраморном саркофаге были перезахоронены останки Джеймса Смитсона, привезенные из Италии.
Смитсоновский институт состоит из 19 музеев и галерей, 8 исследовательских институтов, архивов, библиотек, обсерватории, а также из национального зоопарка. 17 из этих музеев находится в Вашингтоне, 11 из них расположены на национальной аллее. Остальные находятся в Нью-Йорке, в штате Виргиния, и даже за пределами США. Он имеет 137 млн. единиц хранения, к которым относятся произведениями искусства, природные и культурные артефакты. Ежегодно смитсоновские музеи посещают 25 млн. чел.
Эти впечатляющие цифры недолго задерживаются в голове, потому что, когда попадаешь на Национальную аллею, то сразу же встает вопрос: в какой музей пойти? Зимой тянет в оранжерею с ее тропическими и субтропическими растениями и обязательной ежегодной выставкой орхидей.
Но, большинство посетителей всегда толпится в Музее авиации и космонавтики, где собрана самая большая в мире коллекция исторических самолетов и космических аппаратов, многие из которых подлинные. И как это захватывающе посмотреть на самые первые в мире, еще «фанерные» самолеты и сравнить их с самыми современными, военными и пассажирскими. В музее очень много экспонатов, рассказывающих о покорении космоса человеком. Там есть модель первого советского искусственного спутника земли, запущенного на орбиту раньше американцев, 4 октября 1957 года. Очень приятно русскому человеку увидеть большой портрет Ю.А. Гагарина, первого человека Земли, побывавшего в космосе. В музее хранятся и некоторые личные вещи Гагарина, и есть вырезки из газет, которые рассказывают о советско-американском состязании в освоении космоса, где можно прочитать горькое признание президента Дж. Кеннеди, что «русские опередили нас в космосе». Но есть и экспонат, который символизирует наше сотрудничество: стыковочный модуль «Союз» – «Аполлон». В музее много военной техники, включая межконтинентальные ракеты: советские и американские. Все смитсоновские музеи имеют множество интерактивных программ, но в этом музее их, пожалуй, больше всего. Здесь всегда много детворы, потому что можно забраться в кабину любого самолета или звездолета и помечтать… о дальнейшем покорении космоса.
Музей был открыт по решению Конгресса в1946 г, но его новое здание была построено в1976 г. по проекту японского архитектора Гио Обата. Оно представляет 4 мраморных куба, внутри которых расположены небольшие экспонаты, соединенные тремя высокими переходами из стекла и стали, в которых расположены высокие и громоздкие экспонаты, такие как ракеты, самолеты и космические аппараты. Перед зданием металлическая конструкция «Ad Astra – К звездам», символизирующая победу человека над воздушным пространством и его неизменную тягу к полетам.
Особым пиететом у посетителей пользуется «лунный камень» – кусочек лунного грунта, доставленный на землю американскими космонавтами. Существует стойкое поверье, что если потереть стекло, за которым хранится «лунный камень», и загадать желание, то оно обязательно исполнится. По этому огромнейшему музею можно бродить целый день, а потом приходить снова и снова, поскольку постоянно происходит обновление экспозиций и организуются новые выставки, на которых можно узнать так много интересного…
Но все же не могу не рассказать и о скандале, который едва не разразился в этом музее в1995 г., когда я первый раз была в Вашингтоне. Руководство музея решило разместить в одном из залов самолет «Энола Гей», сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Вообще-то многие американцы даже одобряют это решение Гарри Трумэна, поскольку оно помогло быстрее закончить тяжелую войну с Японией и сохранить жизни многих американских солдат. О другой, более страшной стороне этой трагедии 6 августа1945 г., большинство из них даже не задумывается. Но против такой безнравственной идеи выступили американские историки. На 88-м общенациональном конгрессе американских историков была принято специальное обращение к Конгрессу и президенту. В конечном счете, историки победили, и «Энолу Гей» убрали в один из отдаленных ангаров. На втором этаже разместилось еще девять залов и планетарий имени А. Эйнштейна. На третьем – библиотека и офисы научных сотрудников музея. А на первом – разумеется, неизменный для всех американских музеев магазин сувениров… Есть и «Макдональдс», где уставшие посетители могут перекусить и немного отдохнуть.
Да, в музее авиации и космонавтики можно бродить, если … не целый день, то, наверное, неделю… и даже тогда не сможешь рассмотреть все его экспонаты. Журналисты подсчитали, что в этом музее перебывало уже 200 млн. человек, почти все взрослое население Америки.
Но есть еще один не менее знаменитый музей – Музей естественной истории, в котором снимался знаменитый фильм «Ночь в музее». Открылся еще в1910 г. Коллекция музея включает свыше 126 млн. образцов растений, животных, ископаемых, минералов, пород, метеоритов, а также археологических и культурных артефактов. В музее три этажа и огромное количество залов, так что здесь тоже не знаешь, куда отправиться в первую очередь. Поэтому большинство посетителей направляются к информационным стойкам, где сотрудники могут снабдить самой различной информацией, вручить карту музея и календарь мероприятий на месяц. А можно, используя, современную компьютерную технику, совершать планомерную экскурсию по залам музея с помощью виртуального гида. ДА, хочется посмотреть все: и как развивался растительный, животный, подводный мир. Особенно тянет в зал динозавров, где огромные скелеты наглядно свидетельствуют о чудовищных размерах этих древнейших обитателей нашей планеты. Но не менее привлекательно выглядит зал млекопитающих, потому что здесь можно увидеть самых разнообразных животных и выглядят они, как живые, хотя ты и понимаешь, что это всего лишь чучела. Ну а как же историку не отправится в залы, где рассказывается о зарождении человеческой цивилизации, о древнейших цивилизациях Египта, Месопотамии и других. Совершенно нельзя удержать от знакомства с выставкой минералов. Ох, и здесь огромное количество экспонатов, можно рассматривать их целый день. А ведь есть еще и за драгоценных камней, экспонаты которого были подарены частными коллекционерами. Например, Ф.А. Кэнфилд подарил музею 9 тыс. экземпляров. Самый известный экспонат музея – великолепный бриллиант Хоупа, 45,5 карата, имеет очень редкий сапфирово-синий цвет. Подобного ему нет нигде в мире. Его история – целая драма. Вначале он был привезен из Индии и продан французскому королю Людовику XIV. В1792 г. алмаз был похищен, но в1830 г. вновь появился на лондонском аукционе и был куплен банкиром Генри Хоупом, чье имя и получил. Легенда гласит, что этот камень был украден из статуи индийского божества, которое прокляло всех владельцев камня. Все кто им владел либо были убиты, либо погибали при загадочных обстоятельствах. Последним владельцем был торговец драгоценностями Гарри Уинстон, который и подарил алмаз Смитсоновскому институту в1958 г. Сегодня он считается самым дорогим бриллиантом, его оценивают в 200 млн. долларов. Второй по популярности экспонат – самый крупный в мире сапфир «Звезда Азии» (330 карат). Природа способна создавать удивительные чудеса.
Ну а побывать в павильоне с живыми тропическими бабочками … тоже ведь очень интересно… И совершенно уставший и без сил, спускаешься в огромный холл, где всех посетителей приветствует огромный слон. Вот у его холма есть лавочки, на которых можно посидеть и отдохнуть. Но не тут-то было… Ведь холм, на котором расположился слон, населен самыми разнообразными существами, которых хочется рассмотреть, хотя они и прячутся в своих подземных норках, и все они разговаривают на своих неведомых языках. Но ты сидишь и слушаешь их, тем более что в шипящие и свистящие звуки вплетается очень приятное пение птиц… Кстати в музее естественной истории есть кинолекторий, и всюду в залах есть телевизоры с самыми разнообразными познавательными сюжетами.
Нет, Смитсониэнс не только притягивают к себе, они и не отпускают от себя. Придется продолжить свой рассказ в следующий раз.