О Джорджтаунском университете и городе Джорджтаун

Джорджтаунский университет – один из старейших частных университетов в США. Он был основан в 1789 году как католический и иезуитский университет. Его основателем был иезуит Джон Кэрролл, памятник которому находится у главного корпуса. В 1808 году он был назначен архиепископом в г. Балтимор (Мэриленд). О католических корнях университета и сейчас свидетельствует наличие богословского факультета, действующая часовня во внутреннем дворике. Однако на всех других факультетах образование носит исключительно светский характер и отличается высокой степентю толерантности и мультикультурализма.

Университет был вначале очень небольшим и занимал всего 60 акров в пригороде Вашингтона – Джорджтауне. В настоящее время в нем обучается 12 тысяч студентов. Штат его сотрудников составляет 5 тыс. чел.  Среди его выпускников есть немало знаменитых американцев, в том числе и один из президентов США – Уильям Джефферсон Клинтон. Кроме главного кампуса, у него есть еще Медицинский и Юридический центры в г. Вашингтоне, университетский центр в Северной Виргинии, свой центр в Катаре.

Меня как историка, разумеется, интересовало состояние исторического образования в университете. Тем более, историей пронизан весь район, в котором расположился университет. Бродя по его улицам, можно узнать гораздо глубже американскую историю как таковую.

Джорджтаун сам по себе – это старинный город, возникший в начале XVIII века и получивший свое название по имени короля Георга II. Это был процветающий торговый центр, поскольку с его пристани на реке Потомак сплавлялись грузы к океанскому побережью, а главным предметом экспорта был табак с соседних виргинских плантаций.

В 1871 году г. Джорджтаун был официально присоединен к столице США и стал одним из его районов. Тем не менее, он во многом сохранил свой старинный облик. Правда, от XVIII века остался только «старый каменный дом», где теперь разместился музей, бесплатный для посетителей, да еще таверна, основанная в 1796 году. Большинство зданий сохраняют георгианский и викторианский стили XIX века, а дороги вымощены красным кирпичом. Гуляя по его улицам, направляясь к университету, невольно погружаешься в далекое, и не столь давнее, прошлое. В этом престижном районе Вашингтона жили известные политики: дипломат Роберт Тодд Линкольн, сын 16-го президента; сенатор Джон Ф. Кеннеди, который именно здесь встретил Жаклин Бувье и сделал ей предложении в местной знаменитой таверне «Мартин» (в ней до сих пор молодые люди признаются в любви своим избранницам за тем самым столиком); гос. секретарь при президенте Г. Трумэне Дин Ачесон; гос. секретарь при президентах Никсоне и Форде Генри Киссинджер; владелица газеты «Вашингтон Пост» Катарина Грэм, которую называли «самой могущественной женщиной Америки»; писатель, нобелевский лауреат Синклер Льюис и мн. др.

Здесь много исторических мест и музеев: Тьюдор-плейс, где любили собираться видные политики XVIII-XIX вв., начиная с Джорджа Вашингтона; Думбартон-оукс, где жил вице-президент США Джон Кэлхун (1782–1850); Думбартон-хаус, где проходила известная дипломатическая конференция в годы Второй мировой войны и была написана хартия ООН; лаборатория Александра Г. Белла, изобретателя телефона. Сохранился действующий (по крайней мере, для туристов) знаменитый канал: Чесапик-Огайо, движение по которому было открыто в 1828 году.

В этом районе располагается посольство Российской федерации, я жила рядом с ним; православная церковь св. Николая; кафедральный англиканский собор, построенный в стиле средневековых готических европейских соборов; пресвитерианская и лютеранская церкви XVIII в. Особого внимания заслуживает мемориал, посвященный поэту, автору слов американского национального гимна «Усеянное звездами знамя» – Френсису Скотту Ки (1779-1843). И есть даже сквер русских поэтов.

В1950 г. Конгресс объявил Джорджтаун историческим заповедником, и это означает, что сами жители города и городские власти заботятся о сохранении исторического облика зданий, красоте и чистоте небольших садиков, скверов и улиц.

 

Историческое образование в Джорджтаунском университете

Широкий интерес к истории как таковой, и к национальной истории, в первую очередь, поддерживается широким развитием исторических исследований, огромным количеством научной продукции, выпускаемой американскими университетами. Для любого преподавателя его профессиональная карьера напрямую связана с количеством и качеством публикаций, с индексом цитирования его работ. Здесь действует жесткий принцип: «Публикуйся, или умри». Большинство американских преподавателей вузов – крупные ученые, имеющие множество научных публикаций. Публикациям придается первостепенное значение, в библиотеках ведется специальный учет востребованности той или иной книги, случаев ее рецензирования и цитирования. Профессор (так называемый «полный — full-time» профессор) – высшее академическое звание и должность, он должен защитить докторскую диссертацию, завоевать авторитет лектора и педагога. Получить должность профессора в престижном университете, значит выдержать очень жесткую конкуренцию, это касается и преподавателей, работающих не на полной ставке (part-time).

Особенностью университетского исторического образования является свобода выбора для студента. Каждый студент сам выбирает, какие курсы он хотел бы прослушать, за исключением 4-5 ежегодных курсов, которые являются обязательными. Учебные курсы заносятся в расписание заранее, за полгода, причем точно указывается день недели, время и место проведения занятий. Студент должен набрать определенное число кредитов, в среднем 15 за семестр, чтобы закончить обучение через 4 года. Кредитом называется определенное условное очко, начисляемое за прослушивание какого-либо курса. Студент должен набрать общее число очков не ниже установленного минимума. В заранее составленном расписании занятий для студента имеются указания, каким образом и в каких пределах он может осуществлять самостоятельный выбор учебных дисциплин. Определение успеваемости студента исходит из 100-балльной системы. Если в1995 г. университеты предлагали 788 гуманитарных курсов, то в конце 1990-х их число перевалило за 1000.

Мне довелось побывать на лекциях и семинарах, спецсеминарах и спецкурсах, познакомиться с программным обеспечением и методикой преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе США. И даже самой проводить занятия по американской истории. В системе американского исторического образования оказалось много общего с нашей, особенно в методах преподавания в советский период, но были и весьма важные отличия, как позитивного, так и негативного свойства. В качестве негативного момента следует назвать фрагментарность большинства исторических курсов, что не способствует выработке системы в понимании студентами целостности и закономерности исторического процесса. В американском образовании ставка делается на узкую специализацию, в российском делалась – на фундаментальность.

На первом месте по значимости стоит американская история, ей уделяется наибольшее внимание. Среди основных исторических курсов в Джорджтаунском университете доминируют: Всеобщая история от древности к современности, История атлантического мира (Европа, Африка, Америка с1492 г.), Тихоокеанский мир (с1500 г.), Европейская цивилизация. Интересно, что при большом количестве курсов, достаточно традиционных и связанных с историей различных стран, в американских университетах много внимания уделяют изучению российской и советской истории. Отдельно выделяются проблемы: Большевистская революция, Великие преобразования, Мировой коммунизм, Вторая мировая война и Сталинская империя, Горбачевская перестройка. В университете есть Центр евразийских исследований, раньше – Русский центр. В качестве лекторов приглашают видных зарубежных и американских политиков, министров, в том числе был президент Б. Обама. Я лично слушала выступления А. Квасневского, Зб. Бжезинского, Г. Киссинджера.

Надолго запомнилась лекция профессора Джорджтаунского университета Ричарда Стайтса, посвященная Второй мировой и Великой Отечественной войне. Довольно кратко, но точно он определил причины и характер войны, охарактеризовал ее основные этапы и сражения. Но самое важное было то, что в ходе лекции демонстрировались отрывки из документальных и художественных фильмов: «Она сражалась за Родину», «Два бойца», «Баллада о солдате», «Россия сражается». Это произвело на студентов сильное впечатление. Было приятно, что Стайтс особенно отметил значение Курской битвы, и познакомил студентов со мной, как преподавателем из Курска. После лекции были заинтересованные вопросы о российской системе образования, о том, как учатся российские студенты, чем еще знаменит город Курск.

Вообще американские преподаватели широко применяют различные технические и компьютерные средства обучения. Интересной и новой формой работы является одновременное проведение семинаров с коллегами из других городов и даже стран с использованием компьютерных технологий в режиме on-line chat.

У исторического факультета есть собственный клуб – Мортара-центр, где проводятся внеаудиторные научные семинары, обсуждение новых исторических монографий, встречи с писателями и политиками.

Больше всего при знакомстве с историческим образованием импонировала любовь американцев (не только ученых, преподавателей, студентов, школьных учителей, но и представителей самых разных профессий) к собственной истории. В различных музеях, посвященных крупным историческим событиям и личностям, можно было видеть массу людей. Постоянны очереди у входа в выставочный зал Национального архива, где экспонируются тексты Декларации независимости и Конституции.

Американские студенты охотно участвуют в качестве волонтеров в сохранении и восстановлении исторических памятников, помогают в работе музеев и исторических обществ, в организации мероприятий «живой истории». Весь опыт американского исторического образования и воспитания, несомненно, интересен и полезен для современной России. Это не означает, что мы должны бездумно копировать опыт Запада, у российской высшей школы есть свои достижения, и немалые. Но современная высшая школа не может и не должна изолироваться от мировых тенденций. Она должна искать свой собственный путь, формировать свою собственную национальную модель исторического образования.