Шаньда — взгляд изнутри. Часть 1
Здравствуйте, друзья!
Думаю, после ознакомления с общей информацией настало время посмотреть на Шаньдунский университет изнутри, …взглядом человека, на определенный срок включенного в систему китайского образования и пытающегося определить ее сильные и слабые стороны, дабы использовать этот полученный опыт, а он действительно бесценный, на родной земле на благо родному вузу: «А мои ти Куряни свѣдоми къмети … сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ»… Вот такие мы, потомки упрямых степных порубежников… Века проходят, а характер не меняется.
Но вернемся в китайский университет и посмотрим на его disney bounce house повседневную жизнь. И первым, на что мы обратим внимание, будет расписание занятий, ибо это то, что организует жизнь студента и преподавателя. Занятия в Шаньдунском университете начинаются в 8 часов утра, когда в корпусах звучит музыкальный сигнал, и приятный женский голос мягко, но требовательно просит студентов и преподавателей занять места в аудиториях.
Каждый день у студентов три аудиторных занятия. Каждое из них состоит, как говорят сами китайцы, из двух «уроков» по 50 минут каждый с десятиминутным перерывом в середине занятия, то есть первая пара начинается в 08.00, продолжается до 08.50, потом десятиминутный перерыв, и вторая часть занятия идет с 9.00 до 9.50.
Естественно, потребовалось некоторое время на привыкание к такой системе и перестройке своих «внутренних» часов. Бывало, что мелодичный голос диктора, объявляющего перерыв, заставал меня на полуслове увлеченно объясняющим материал, ибо десятилетняя привычка к полуторачасовому говорению без передышки просто так не сдавалась.
Через некоторое время такая организация занятия пришлась мне по вкусу. Наши восточные соседи не стали в который раз изобретать велосипед, а просто скопировали (а может, и сами установили, спорить не буду) организацию занятия, которая была принята в СССР, как рассказывали мне мои родители, учившиеся в 70-х гг.
Я прекрасно понимаю, что студенты, читающие эти строчки, уже прикинули в уме, что время их аудиторных занятий в этом случае увеличивается, и готовы выразить свое негодование по этому поводу. Очень хорошо их понимаю, сам был таким, когда пары в российских вузах были приведены в соответствие с двумя академическими часами (с 80 минут до полутора часов), правда, при этом был как-то совсем уж позабыт маленький перерывчик в середине занятия, который существовал в прошлом. Такая забывчивость становится уже традицией, так, например, в первой половине ХХ века мы перешли на декретное время, потом забыли об этом и еще раз перешли на летнее время.
Тем не менее, у двухчастной системы организации занятия есть неоспоримые преимущества, как для преподавателя, так и для студента. Во-первых, снимается психологическое напряжение и усталость, которые в противном случае накапливаются непрерывно в течение полутора часов. Нет необходимости напоминать, что редко какой студент может сохранять концентрацию в течение всей пары, да и для преподавателя это весьма существенная физическая и речевая нагрузка.
Во-вторых, появление такого перерыва позволяет скорректировать план работы, ее скорость и т.д. в соответствии с реальными условиями в аудитории, установив обратную связь со студенческой группой и получив необходимую информацию.
Это две мысли, которые приходят в голову первыми. Не буду утверждать, что этот способ организации занятий намного лучше принятого в российской системе образования, но гипотетически примерить его на себя и проанализировать плюсы и минусы все же не помешало бы.
И снова возвращаемся к расписанию. Между первым и вторым занятием большой перерыв в двадцать минут. Почему именно в двадцать минут и нужен ли он такой большой – это каждый определяет для себя. Во всяком случае, появляется достаточно времени, чтобы перейти при необходимости из одного корпуса в другой, так как территория кампуса может быть весьма обширной. Второе занятие начинается в 10.10 и заканчивается в 12.00 часов ровно. И вот тут студенты, как, впрочем, и преподаватели, стремятся не терять ни минуты, если не хотят остаться голодными. Дело в том, что на столовые старого кампуса Шаньдунского университета набегают огромные полчища учеников из средней школы, расположенной по соседству и находящейся под патронажем Шаньда. Как говорится в известной пословице: «Кто успел, тот и съел!»
Наверное, многие из читателей сейчас недоверчиво прищурились, но… Как бы это объяснить… Обед в Китае, нет, не так… ОБЕД в Китае – это время святое! Вы когда-нибудь видели, как вся страна, абсолютно вся страна идет обедать в одно и то же время – с двенадцати до двух часов. Эта привычка настолько въелась в кровь и плоть китайцев, что никакой другой вид деятельности для них в это время невозможен абсолютно. Включается базовая программа «ОБЕД» и самое умное, что ты можешь сделать в это время – подчиниться общей тенденции. Тема еды для китайцев является одной из основных для китайской культуры. Еда, ее приготовление, дегустация, обсуждение – это один из важнейших пластов китайской жизни. Но об этом в следующий раз.
Третье занятие начинается в 13.30 (а с переходом на летнее время в 14.00) и заканчивается в 15.20, после чего студенты могут заниматься своими собственными делами. Жизнь китайского студента далеко не сахар. Я бывал во многих студенческих общежитиях в России, но китайское общежитие меня все же смогло удивить. В малюсенькой комнатке (поверьте, я не преуменьшаю) живет 6 человек, места в комнате хватает на двух- или трёхъярусные кровати, стол, стул и студенческие чемоданы. Стоя в центре комнаты с полупустым рюкзаком за спиной, чрезвычайно сложно повернуться вокруг своей оси, не зацепившись за что-нибудь. Горячей воды в общежитиях нет, каждое утро перед занятиями студент с двумя большими пластиковыми термосами идет в котельную, где заливает их кипятком, а потом оставляет перед входом в учебный корпус. В результате на площадке по сторонам от дверей располагаются стройные пластиковые ряды всех самых ярких расцветок. После занятий термосы забираются и относятся в общежитие.
Душевых в общежитии тоже нет. Они находятся в соседнем здании, и студент должен успеть туда попасть в определенное время. Как делились со мной своими впечатлениями мои подопечные, особую прелесть бытия и гармонию с окружающим миром желающий очистить тело физическое приобретает зимой с ее отрицательной температурой и пронзительным ветром (Цзинань – это второй город после родного Курска, где ты обращаешь внимание в первую очередь не на температуру на термометре за окном, а на силу ветра). Готовить еду в общежитии тоже запрещено. Короче говоря, мои китайские студенты, учившиеся в Курске, до сих пор с грустью вспоминают уютные комнатки на двух человек со всем необходимым для нормальной жизни.
После всего вышеизложенного становится понятной привычка китайских студентов заниматься в абсолютно любом месте: стоять в университетском парке и вслух (весьма громко)заучивать слова или читать тексты, соревнуясь в количестве повторений с роботами на производстве; сидеть, согнувшись в три погибели, с книжкой на коленях на малюсеньких складных стульчиках перед батареей отопления; проводить часы в KFC или McDonald’s, погрузившись в учебник и полностью абстрагируясь от окружающего шума, от которого у обычного человека через час начинает разваливаться на части голова и т.д.
В университете трудно найти свободную аудиторию в общем корпусе, так как сразу же после окончания вашего занятия учебная комната тут же заполняется страждущими. В аудиториях, предназначенных для самоподготовки, студенты часто оставляют маленькие подушечки, учебники, различные материалы и пособия, свои бутылочки с водой и чаем (куда же без них!), превращая комнату в настоящий бастион знаний, способный продержаться довольно долго.
Что касается самих аудиторий, то они могут выглядеть по-разному, от новых, напичканных необходимым оборудованием и новой мебелью, до весьма почтенных, не сказать бы древних, чей интерьер напоминает годы становления Китайской народной республики. К чести университета замечу, что таких аудиторий становится все меньше в результате масштабных и плановых ремонтов.
Каждая аудитория, как бы она ни выглядела, снабжена компьютерным центром с проектором, спрятанным в закрывающийся на ключ металлический шкаф. Очень удобно!
Рабочее состояние системы поддерживается специальными работниками, появляющимися в случае возникновения проблемы немедленно. В результате чего, через пять минут вы имеете либо рабочий компьютер, либо переходите в другую аудиторию. Тем не менее, необходимо отметить некую консервативность китайцев: зачастую используется древнее программное обеспечение, причем, не только в образовании. Будьте готовы к тому, что на вашем компьютере, любовно заполненном новейшими версиями ПО, вы не сможете выполнить простейших действий, ибо китайская система не готова к такому скачку в будущее. Но, как я уже не раз повторял, китайский интернет – это тема для особого рассказа.
На этом пока прервемся. Продолжение темы в следующем письме.