В поисках блох

Жил-был король когда-то, при нём блоха жила

И.В. Гёте «Фауст» (пер. А. Н. Струговщикова)

Поиск, соответственно, будет в Германии, но блох — литературных и метафорических, а не членистоногих.

Ну а главная блошиная история там, как известно, произошла в Лейпциге, в погребе Ауэрбаха, где Мефистофель соответствующую песенку и исполнил.

И если, кстати, сам погреб (вход в него на фото справа) вполне себе цел и в своей роли места, где едят и пьют благополучно функционирует до сих пор, то поиск входа в него на улице поначалу ставит в тупик. В самом деле, идешь по карте к указанному адресу — а вокруг абослютно сплошные новостройки — ну и как это согласовать с информацией о сохранности старого заведения?

Тем не менее согласуется — благо кабак был в погребе и разрушения (как от времени, так и от войны) затронули сооружения на поверхности земли, а не под оной. И указатель на многоэтажке (см. фото выше слева) ведет в галерею торгового центра, посередине которой — указатель на лестницу вниз. А чтобы не промахнуться — по сторонам — скульптуры Фауста с Мефистофелем и посетителей погреба Ауэрбаха, взбудораженных выходками нечистой силы.

Ну а более современные места, которые обязаны блохам своим названием — это блошиные рынки (Trödelmarkt). И оные в Берлине — достопримечательность не хуже музея (а кое-когда кое в чем и лучше — на какую-нибудь антикварную штуку или книгу можно не просто попялиться, но и приобрести её).

Вот как примеру выглядит такой развал у берегов берлинского Музейного острова (Museuminsel):

А вот так — главный традиционный берлинский блошиный рынок у Тиргартена (выходить из городской электрички (S-bahn) на одноименной станции):

Тут можно найти все — от старинного холодного оружия до фонографов, от книг и пластинок до старых фотографий и открыток, от одежды (ношеной местами еще в XIX веке) до посуды:

И, кстати, о посуде:

P1010851

Во всяком случае, о фарфоровой посуде — именно тут, буквально за углом (только надо знать куда свернуть — вдоль линии S-bahn’а — а потом — в переулки) — ее и делали на Королевской фарфоровой мануфактуре, основанной по указу Фридриха Великого (в честь чего его профилями украшены витрины на ступеньках старых корпусов):

И это — то самое место, про которое Карамзин отметил в «Записках русского путешественника»: «После обеда был на фарфоровой  фабрике, которая по чистоте и твердости фарфора есть одна из  первых  в  Европе.  Мне показывали  множество  прекрасных  вещей,  в  которых   надобно   удивляться искусству рук человеческих».

Кстати, примеры того, что мог видеть Карамзин на этой фабрике имеются в в берлинском Музее (Бранденбургской) марки - Märkisches Museum — например такие образцы фарфоровых кофейных и чайных сервизов, выпускавшихся Королевской мануфактурой, как сказано на табличке экспонатов, около 1790 года (а Карамзин был там именно в 1789):

P1000872

А еще там тогда делали фарфоровые статуэтки — вот например, такие (вторая половина 1760-х):

По моде XVIII века они не просто так, а аллегории, слева «Время и слава», а справа «Марс и история» (между прочим известнный и смоделировавшие их скульпторы: Фридрих Элиас и Вильгель Кристиан Майеры (Meyer), последний оформил и часы посередине).