О краковских студентах (буйных и учащихся)

Как можно догадаться по стилю этих заметок, речь пойдет отнюдь не о наблюдениях за нынешними обучающимися в Ягеллонском университете, а об их предшественниках — школярах, студентах, буршах (короче, жаках (żak)), как они тогда в Польше именовались и о том как они отразились в художественно-географических впечатлениях Кракова современного.

Собственно, впечателения эти начинаются прямо перед старой городской стеной, где стоит памятник самому знаменитому польскому художнику — Яну Матейко.

2P1010521

И, кстати, если правильно стать — то в открытой раме можно увидеть и архитектурную часть его известной картины — «Выход студентов из Кракова за границу в 1549 году»

Jan Matejko. "Wyjście żaków z Krakowa za granicę w roku 1549"

Jan Matejko. «Wyjście żaków z Krakowa za granicę w roku 1549″

А вот это место сейчас: слева Флорианские ворота, а справа — барбакан.

А сама история такова: вечером 12 мая 1549 года прогуливающиеся школяры начали задирать двух дам легкого поведения; одна из них, задрав юбку, наглядно продемонстрировала студентам  куда они могут пойти с их насмешками, после чего те начали кидаться грязью. Вконец разобиженные девицы пожаловались слугам каноника Анджея Чарнковского (Andrzeja Czarnkowskiego), которые накинулись на буршей с тем, что под руку подвернулось, а подвернулось (таки XVI все же век) не только дубье, но и холодное оружие — так что один студент был убит, и еще несколько покалечено.

Теперь уже студенты устроили шествие с трупом коллеги и бунт на весь город с требованием кары каноника. Суд таки состоялся, но Чарнковский был оправдан, так как дома его на момент событий не было и потому ответственности он за действие своей челяди, опять-таки не первой свару начавшей, не несет.

В ответ студенты, составлявшие в ту пору 1/6 всего городского населения, решили покинуть Краков и, действительно, 2 июня 1549 года почти поголовно (6670 человек) ушли — вот их выход за городские ворота и изобразил Матейко.  Как объявлялось — уходили вообще в заграничные учебные заведения, частично до них и дошли (во всяком случае до силезского Гимназиума Троцендорфа — и современники не преминули упомянуть возросшее число дебошей в Гольдберге, где оный Гимназиум находился).

Так вот, чтобы выйти из Флорианских ворот напрямую, идти надо по Флорианской улице, на которой, кстати, три века спустя сам Матейко и жил:

А с другой стороны эта улица ведет к главном краковскому храму — Мариацкому костёлу. А если его обойти справа от главного входа — то опять можно столкнуться со студентом. Бронзовым. Т.е. можно и с живым каким-нибудь, но но бронзовый там определённо стоит все время с 1958 года — он памятник «Фонтан со студентом» (Fontanna z Żakiem), построенный по проекту Яна Будзилло (Jan Budziłło):

А прототипом внешности этого краковского студента послужила одна из фигурок алтаря Вита Ствоша, украшающего Мариацкий костёл. Желающие могут попробовать найти его на имеющейся в Интернете подробной панораме.

Ну и наконец, надо же дойти до места, где те студенты учились — старого корпуса Ягеллонского университета — Collegium Maius — Большого коллегиума:

И раз уж рассказ начался с творчества Яна Матеко, то и закончить его стоит им же. Вот университетский внутренний двор сейчас:

P1010589А вот средь тех же же стен на его аллегорической картине «Влияние университета на страну XV века — новые течения гусизма и гуманизма»:

Jan Matejko ""Wpływ Uniwersytetu na Kraj Wieku XV. -Nowe Prądy-Husytyzm i Humanizm""

Jan Matejko «»Wpływ Uniwersytetu na Kraj Wieku XV.
-Nowe Prądy-Husytyzm i Humanizm»"