Кого пасут памятники
В продолжение прошлого рассказа, стоит заметить, что памятники в Германии бывают не только драконоборцам, но и представителям более мирного животноводства и их питомцам, более съедобным и в хозяйстве полезным.
Вот, например, город Бохум. Вообще-то в целом смотреть там, в сугубо индустриальном городе, с художественной точки зрения, на первый взгляд, особо нечего (на второй и третий — тоже). Но один памятник, именно в духе тематики сегодняшней подборки, таки есть. Более того, он — практически символ города — и его изображение можно было обнаружить прямо в иллюминации улицы, ведущей от вокзала к центру города. А далее по этой улице — и сам памятник.
Это, кстати, не просто абстрактный пастух, а изображение последнего официального коровьего пастуха города Бохума — Фрица Кортебуша (Fritz Kortebusch), который занимал этот пост с 1855 по 1877 год. Хоть полторы сотни лет назад Бохум и был городом, но изрядная часть его жителей держала у себя рогатый домашний скот и существовал штатный городской пастух, который и обязан был собирать по городу коров и выводить их на пастбище. Ну а с приближением к ХХ веку городское животноводство заглохло и вместо пастуха остался только памятник (он был поставлен в 1908 году, хотя нынешний здесь только с 1962, так как оригинал был переплавлен в войну).
Есть животноводческий памятник и в гораздо более красивом и известном городе Бремене. Только причина его возникновения действовала на полтысячелетия раньше — но осталась в городской топонимике и до сих пор — так как главная улица Бремена и сейчас называется «Улица Свиноматок» (Sögestraße; Sögen — это нижненемецкий вариант существительного Sauen).
Забавно, кстати, что в первом упоминании на городском плане, в 1261 году она именовалась а латыни как улица patea porcorum (отцов свиней), а пол сменился в 1301 с переводом на местный диалект немецкого. А пямятник работы скульптора Петера Лемана (Peter Lehman) воздвигли у начала улицы в 1974.
Переберемся теперь от животноводства к птицеводству, и из Бремена — в Гёттинген, на центральной площади которого c 1901 стоит «Лиза с гусями» (Gänseliesel).
А вот этот памятник, кстати, оказался более связан не с сельскохозяйственной, а с научной традицией. Ибо после его установки в университетском городе сложился обычай, по которому аспирант, успешно защитивший в Гёттингенском университете докторскую диссертацию, должен преподнести Лизе цветы и поцеловать ее в губы (так что за сто с лишним лет гёттингенская Лиза с гусями стала самой поцелованной девушкой в мире).
Между прочим, городские власти пытались было с этим бороться (а студенты — с городскими властями) и наиболее известным стал случай, когда в 1926 году студент-юрист граф Георг Хенкель фон Доннерсмарк (Georg Graf Henckel von Donnersmarck) был повязан во время целования и приговорен уголовным судом к штрафу в 10 рейхсмарок. Впрочем, будучи студентом-юристом, он подал встречный иск с лозунгом «Дайте свободу целоваться!» («Geben Sie Kussfreiheit!»), громкое рассмотрение которого получило название «Процесса о поцелуе» („Kuss-Prozess“). Процесс был проигран, но университетская традиция оказалась сильнее почтения к закону и поцелуи «Лизы с гусями» не прекратились (городские власти официально сдались лишь в 2001 году, отменив к 100-летию памятника все равно не выполняющийся запрет).
Но памятники «Лиза с гусями» есть не только в Гёттингене, но и в других городах, причем состоят они, как правило у фонтана, что неслучайно — ибо наиболее популярный немецкий литературный сюжет на эту тему — сказка братьев Гримм «Гусятница у источника» («Die Gänsehirtin am Brunnen»).
Вот, например, как выглядит такой памятник в Берлине, на Nikolsburger Platz (правда, фото сделано ранней весной, когда вода еще отключена):