Змии и змиеборцы

Hic sunt dracones 

Хотя наиболее у нас часто встречающийся пример, естественно, имеет место быть на гербе Москвы, изображение Святого Георгия, поражающего змия, отнюдь не редкость и в Западной Европе. Более того, там и его коллег по подобному подвигу немало, даже среди святых. А еще и рыцари ленгендарные тоже популяцию этих пресмыкающихся (в лице драконов) активно сокращали. Так что, соответствующие памятники можно встретить много где и оценить заодно фантазию их авторов.

Вот, например, один из наиболее основательных Св. Георгиев стоит в Берлине, на берегу Шпрее (перекреcток Propststraße/Spreeufer):

 

У памятника этого, кстати, довольно забавная история — изначально скульптор Август Кисс (August Kiß) создавал в 1849 году Архангела Михаила, поражающего Сатану в виде дракона, дабы преподнести его в подарок кронпринцу (будущему королю Пруссии и германскому императору Вильгельму I) в качестве символа подавления революции 1848 года. Но инициатива эта как-то заглохла, и спустя четыре года модель была преобразована в Св. Георгия, борющегося со змием.

А вот в Дрездене, в комплексе Цвингер, у входа в Дрезденскую картинную галерею, Архангел Михаил и Святой Георгий благополучно соседствуют, борясь каждый со своим змием:

Задумывались ваятели и о приличесвующей позе победителя: вот, к примеру, в Нюрнберге рыцарь со щитом с крестом Св. Иоанна Крестителя (т.е., вероятно, член Мальтийского ордена) пристроил побежденного дракона под свой постамент, а драконоборец из австрийского города Инсбрука вообще отрезал поверженному животному язык, и такое впечатление, что скульптор раздумывал, не подкрепит ли герой растраченные силы, зажарив оный язык на мече, как на вертеле.

А вот где-то на полпути между Нюрнбергом и Инсбруком, практически на самой границе Южной Баварии с Австрией, в провинции Алгой (Allgäu) есть целый город Фюссен (Füssen), гордящийся собственным местным святым-драконоборцем, Святым Магном из Фюссена  (Heiliger Magnus von Füssen).

Картина Оскара Фрайвирт-Лютцова (Oscar Freiwirth-Lützow) «Вид на Фюссен с покровителем города, Магном»

Монастырь Св. Магна — это вообще, здание, доминирующее над холмистым городом, и в особенности эффектно выглядит он с ведущей к нем центральной улице, которая выходит к центральной площади с городским фонтаном (Stadtbrunnen), опять-таки Св. Магна, поражающего дракона (для сравнения самое крайнее фото — из фюссенского музея, с картины все того же Оскара Фрайвирт-Лютцова, изобразившего этот пейзаж в 1915 году):

Кстати, и сам фонтан, анфас и в профиль:

Ну и далее, на холм, к монастырю, который Св. Магн и основал в 7 веке (хотя полноразмерное аббатство прослеживается по историческим записям только с IX).

Так вот, история с драконом приключилась именно по дороге сюда: Св. Магн, вообще-то ирландец, перебравшийся, согласно его житию, со Св. Колумбой (St. Columba, а по древнеирландски Colum Cille) в Шотландию, а далее — на континент, в Швейцарию, в ученики Св. Галла (St. Gallus) (основателю, кстати, швейцарского монастыря и города Санкт-Галлен, другому воспитаннику Св. Колумбы).

А после того он отправился проповедовать в Южную Германию (вследствие чего и получил прозвание «Апостол Альгоя», Apostel des Allgäus), где, у деревни Росхауптен (Roßhaupten) ему и пожаловались жители на местного дракона, который на редкость активно сжирал их лошадей,  а  вот головы (Haupten) от коней (Roße) не ел, а складировал у логова. Святой отправился к пещере и настучал своим посохом по голове самому дракону, отчего тот и издох (хотя есть и еще и уточнение в одном из вариантов легенды, приводимой Александром Шёппнером в «Баварских сказаниях«, что предварительно Св. Магн скормил дракону вымазанный смолой венок, вероятно, дабы у  того челюсти склеились и он не мог кусаться).

Вот в процессе этого подвига Св. Магна и изображают везде, включая крышу монастырской церкви:

Ну а если спуститься далее на юг, то будет — Венеция. Общеизвестно, что ее нынешний патрон — Святой Марк, с символом своим, крылатым львом. Но на этой должности Св. Марк был не изначально, а сменил на ней в IX веке Святого Теодора (который в православной традиции известен как Святой Великомученик Федор Тирон).

Так что в центре города, на пьяцетте, и сейчас находятся две колонны, одна — со львом Святого Марка, а вот — вторая — Святой Теодор на крокодиле, символизирующем истребленного святым дракона (статуя — сложносочиненная из обломков античных скульптур):