Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ третий: встречи с прекрасным

В «Смисониэнс» входит множество художественных музеев. Хранящиеся там сокровища невозможно описать, их надо видеть своими глазами. Тем более, что и эти музеи – бесплатные для посещения, а это значит, что ты можешь, даже после закрытия Библиотеки Конгресса (у нее разные часы работы), зайти сюда, иногда просто на один час, чтобы снова полюбоваться понравившимся шедевром. Ну, а если хочется более обстоятельно познакомиться с этими музеями, то просто «обречен» приходить снова и снова, тем более что наряду с постоянными экспозициями, всегда организуются выставки, часто создаваемые из шедевров других американских и европейских музеев.

Самое крупное хранилище произведений искусства американских и европейских мастеров находится в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art), расположившейся в двух зданиях Национального молла (западное и восточное: West building and East building), соединенных между собой оригинальным подземным переходом. Я очень любила бродить по залам этих двух музеев, особенно меня завораживала почему-то живопись Мартина Джонсона Хеда, особенно его какие-то таинственные, экзотические, полные неизбывного очарования, орхидеи. И вообще, было очень интересно познакомиться именно с американским искусством, о котором я до приезда в США, знала очень немного. Поэтому Национальная галерея искусств стала одним из моих самых любимых мест, особенно, когда я открыла для себя художников «школы Гудзонова залива». Здесь можно было долго стоять, не обращая внимания на время, заворожено глядя на величественные пейзажи, созданные А. Бирстадтом, Т. Коулом, А.Б. Дюрандом, Ф.Э. Чёрчем.

Национальная галерея искусств была основана в1937 г. Конгрессом США на основе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона, Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса, Джозефа Уайденера и других коллекционеров. Инициатором создания музея стал Э.У. Меллон (1855–1937), финансист и страстный коллекционер из Питтсбурга, приехавший в Вашингтон после получения поста министра финансов. Он считал, что США должны иметь национальный музей искусств, не уступающий европейским, и пожертвовал на его строительство 10 млн. долл. Здание галереи, созданное по проекту архитектора Джона Рассела Поупа в  неоклассическом стиле с гигантским портиком, с колоннами и массивным куполом, напоминающим Пантеон, было торжественно открыто президентом Ф.Д. Рузвельтом 17 марта1941 г. В то время это было самое большое в мире сооружение из мрамора.

В галерее разместилась богатейшая коллекция картин и скульптур европейских мастеров со времен Средневековья до конца XIX века, а также работы американских живописцев до XX века. Здесь представлено одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, голландского и испанского барокко. Шедевры коллекции включают произведения Эль Греко, Ф. Гойи, Ф. Липпи, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Яна ван Эйка, Я. Вермера, Рембрандта, В. Ван Гога, А. Дюрера и др. Все коллекции расположены или по признаку национальных школ живописи, или объединены в залы, представляющие коллекции, подаренные музею частными лицами.

Из восточного здания в западное можно пройти по подземной галерее, которая представляет собой движущуюся дорожку, освещенную мерцающим светом неоновых ламп. А можно пройтись по земной поверхности, тем более, что здесь взгляд посетителя сразу же привлечет стеклянная пирамида, почти как в Лувре, только меньше, оригинальный каскад фонтанов и довольно непривычные композиции известного классика поп-арта, мастера городского дизайна – Класа Ольденбурга.

Восточное здание галереи было построено в1978 г. на средства, в основном, детей Э.У. Меллона: Пола Меллона и Алисы Меллон-Брюс. Оно представляет строго геометрическое здание (арх. Ио Мин Пей). Сверху оно выглядит как две соединенные друг с другом призмы. Дизайн здания в1981 г. был отмечен почетной наградой Американского института архитекторов. В огромном холле можно видеть инсталляции А. Кольдера, Г. Мура, работы других современных скульпторов. В восточном здании собраны произведения современного искусства (с конца XIX века), в том числе работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, А. Модильяни и др. В галерее выставлена огромная картина Сальвадора Дали «Тайная вечеря». Американцы почему-то очень любят импрессионистов, у меня к ним тоже можно сказать романтическая привязанность с тех пор, как я впервые увидела их работы в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Поэтому «на свидание» с ними я ходила несколько раз.

В помещении восточного здания также расположены коллекции современных картин, рисунков, скульптур и эстампов, учебные и исследовательские центры и помещения. Большую роль в западной галерее играет «аудиториум» – кинотеатр и лекторий одновременно. Здесь можно бесплатно прослушать цикл лекций по западноевропейскому и американскому искусству (с показом слайдов и клипов) – каждое воскресенье; или же посмотреть художественные фильмы выдающихся мастеров европейского и американского кинематографа, ставшие признанной классикой – каждую субботу. Здесь всегда много желающих, так что перед началом мероприятий даже собирается очередь, очень воспитанная, молчаливая и сосредоточенная… Начиная с1942 г., по воскресеньям устраиваются бесплатные вечерние концерты классической музыки.

И, разумеется, нельзя не упомянуть о великолепном книжном магазине, а для гурманов – артистическом кафе с его замечательным дизайном, являющимся также произведением искусства.

Логическим дополнением к комплексу является сад скульптур, открытый для публики в1999 г. В нем находится открытая экспозиция современной скульптуры, таких мастеров, как Х. Миро, Л. Буржуа, Э. Гимар и др. В центре сквера площадью 25 тыс. кв. м работает большой фонтан (зимой он используется как каток), по периметру окруженный каменными сиденьями).

Невдалеке от национального мола находятся еще несколько художественных музеев, посетить которые просто необходимо, чтобы лучше познакомиться с американским искусством, к сожалению слабо известным в России: Национальная Портретная галерея (National Portrait Gallery) экспонирует портреты выдающихся и рядовых американцев; Музей американского искусства (Smithsonian American Art Museum) представляет коллекцию произведений художественной культуры США; Галерея Ренвик Смитсоновского музея американского искусства (Renwick Gallery of the Smithsonian American Art Museum) демонстрирует коллекцию предметов американских ремесел, изделия из металла, керамики, дерева, ткани и стекла XIX-XXI вв.; Национальный музей женщин в искусстве (The National Museum of Women Arts) – единственный музей в мире, посвященный исключительно женскому творчеству.

[Gallery not found]

Галерея Ренвика расположена в нескольких шагах от Белого Дома. Здание считается национальным достоянием. Оно было спроектировано архитектором Джеймсом Ренвиком и открыто для посетителей в1874 г. Это был первый художественный музей в Вашингтоне, но потом здание приспособили для административных целей, а его коллекцию передали Коркорану. В1972 г. здание снова стало частью «Смитсониэнс», экспонирующим декоративно-прикладное искусство.

Сердцем музея является Гранд-салон, к которому ведет лестница, покрытая красной ковровой дорожкой. Поднявшись по этой величественной лестнице, как-то сразу попадаешь в XIX век. Бархатные пуфы, широкие диваны, рояль, темно-красные стены и картины XIX столетия создают атмосферу картинной галереи викторианской эпохи. Среди живописных полотен – портреты кисти Джорджа Кэтлина, работы таких классиков, как Джордж П.А. Хилли и Уинслоу Хоумер. Усевшись с большим удобством на одном из пуфов, начинаешь неспешно рассматривать размещенные на стенах картины. И опять забываешь о времени и обо всем на свете. На первом этаже находятся выставки из собственного собрания галереи или собраний других музеев, в основном представляющие предметы прикладного искусства и скульптуру.

Но, разумеется, у меня есть большое желание продолжить знакомство с американским искусством, поэтому теперь мой путь лежит в сторону от Национальной аллеи…

Национальная портретная галерея и Музей американского искусства находятся фактически в одном здании. Решение о создании этих музеев Конгресс принял в1962 г., передав для этой цели Смитсоновскому институту старое административное здание Бюро патентов, но для публики они были открыты только в1968 г.

Национальная портретная галерея показывает историю Соединенных Штатов через портреты их выдающихся личностей, тех, кто строил национальную культуру страны. Здесь есть портреты кисти Д.С. Копли, Дж. Трамбулла, Т. Салли, Г. Стюарта, М. Кассат и др. Есть зал, специально посвященный американским президентам, где выставлены самые знаменитые портреты Вашингтона. Кроме большого количества портретов, в музее представлены скульптуры, фотографии президентов, поэтов, художников, артистов, политиков. Музей американского искусства представляет три века развития американской живописи и скульптуры. В здании множество просторных залов, галерей, широких лестниц, витражных окон. Особую ценность и красоту придает зданию просторный внутренний двор, покрытый красивым стеклянным куполом. И здесь расположилось уютное кафе, в котором можно посидеть, отдохнуть, перейдя от пищи духовной – к повседневной… А рассказ о художественных музеях Смитсониэнс все еще не заклнчен…