Стекло и фарфор

Три наиболее красивых рукотворных материала, происходящие из Западной Европы и носящих собственные имена — муранское стекло, майсенский фарфор и кристаллы Сваровски. И эта заметка — иллюстрации мест, откуда они суть пошли.

Мурано

Муранское стекло, как и следует из названия, делают на Мурано — а так как это, как и вся старая Венеция и ее окрестности — остров, то туда надо плыть. Впрочем, плыть недалеко и несложно — так как туда ходит регулярный городской «водяной автобус» — вапоретто, прямо с пристани около центрального венецианского вокзала Санта-Лючия.

Мурано: вид с вапоретто, вплывающего в остров

А выйдя из вапоретто, можно гулять вдоль каналов (куда без них в этом типичном окловенецианском градостроительстве) и забредать в лавочки, которые тут чуть ли не через дом — и в существенной части из которых продают то, что там же в мелких мастерских и делают — всякообразные штуки из цветного муранского стекла в разводах.

Вот я,  примеру, после поездки стал обладателем такой ручки:

Есть на острове и музей стекла — но вот оттуда-то предъявить фотографии как раз не получится — ибо зловредная местная администрация фотографировать запрещает.

Так что с точки зрения фотографирования на память остаются только уличные витрины:

Стеклянные цветы, бабочки и пчелы.

Ну а самое большая и эффектная уличная стеклянная вещь находится  на площади Санто Стефано (Campo Santo Stefano), у подножья часовой башни.

Эту штуку создал местный скульптор-стеклодув  Симоне Ченедесе (Simone Cenedese) в 2008 году и называется она «Рождество света в стеклянной комете» ( “Natale di luce in una cometa di vetro”).

Ваттенс

В отличие от острова Мурано, где стеклянное производство обитает с 1291 года (туда мастерские переселили из Венеции, дабы обезопасить ее от пожаров, которые возникали от горящих стеклолитейных горнов), производство ювелирного хрусталя  в пригороде Инсбрука — Ваттенсе (Wattens), началось в 1895, когда изобретатель машины для огранки Даниэль Сваровски открыл там свой завод.

На заднем плане — нынешние корпуса завода Swarovski в Ваттенсе

Но на завод «кристаллы Сваровски» делают, а туристы толпами едут из Инсбрука в Ваттенс не из-за этого, а из-за того, что рядом с предприятием есть выставочный зал — «Кристальные миры Сваровски» (Kristallwelten Swarovski).

Вход в Kristallwelten Swarovski

Сам музей находится в подземелье под головой великана, и там можно видеть не только ограненные хрустальные штуки (такие, как, например, на фото ниже — Центенар — самый большой в мире ювелирный объект, весом в 300000 карат), но и всякие инсталляции.

Медуза на фото выше, кстати, одна; вторая — это ее отражение в зеркале. И вообще, с зеркалами там обращаться умеют — на мой личный вкус, самая эффектная часть выставочного зала — зеркальный лабиринт:

Впрочем, кроме темы стекла есть залы с ассоциациями на лед:

[cvg-video videoId='4' width='480' height='320' mode='playlist' /] Пол, чувствительный к нажатиям — при шагах по нему возникают проекции кристаллических фигур, а из динамиков раздается треск. [cvg-video videoId='5' width='480' height='320' mode='playlist' /] Танец на льду Месяца с Солнцем: в немецком месяц, der Mond, мужского года, а Солнце, die Sonne, — женского.

А также, уже на выходе магазинчик-выставка. Ну ювелирная часть — это дело десятое, а вот всякие стеклянные фигурки — более забавны:

Майсен

Как и в два предыдущих места, чтобы попасть в Майсен (Meißen), надо всего лишь немного отъехать от близлежащего крупного и знаменитого города, в данном случае Дрездена. Правда с с исторической точки зрения ситуация Дрезден-Майсен практически противоположна и Венеции-Мурано и тем более Инсбруку-Ваттенсу. А дело в том, что с X по XV век (а точнее в 968-1423 гг) именно Майсен был не только центром епархии, но столицей маркграфства.

Впрочем, это дела давно минувших дней, а сейчас Майсен — просто провинциальный городок рядом со столицей Саксонии, куда ходит электричка. Но с какой-то стороны это и лучше — Майсен сохранился в своем старинном виде:

Майсен — вид на город над Эльбой: замок Альбрехстбург и Майсенский собор

И, кстати, замок Альбрехсбург (Albrechtsburg) известен не только как старейший замок Германии, но и имеет прямое отношение к теме рассказа — именно в нем в начале XVIII века была лаборатория Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса и Иоганна Фридриха Бёттгера, которые в 1708 году и изобрели европейский фарфор. 

Выпущенное в 2008 году, к 300-летию майсенского фарфора факсимиле его оригинального рецепта, на фарфоровом же листе

Так вот, помещении этого дворца располагалась с XVIII века фарфоровая фабрика:

Кстати, именно это расположение известно и в русской классической литературе, благодаря Карамзину, который посетил и его, описав это в «Письмах русского путешественника» так: «Старый дворец возвышается на горе. Некогда воспитывались там герои от племени Виттекиндова (сего славного саксонского князя, который столь храбро защищал свободу своего отечества и которого Карл Великий победил не оружием, а великодушием своим). Ныне в сем дворце делают славный саксонский фарфор. Чтобы видеть фабрику, надобно выпросить билет у главного надзирателя».

Спустя двести с четвертью лет, чтобы увидеть местный фарфор, уже не надо входной билет выпрашивать — его можно просто купить в кассе. Но для этого надо дойти от дворцовой площади до нового, большого здания музея фарфора. А там можно не только смотреть, но и фотографировать. Кроме всяческообразной посуды, на мой взгляд, наиболее интересны экспонаты первых десятилетий существования фабрики — вот не боялись дизайнеры XVIII века оригинальных фантазий.

Даже в посуде:

Впрочем, ни тогда, ни позже посудой в Майсене не ограничивались. Вот, к примеру, живность: мифологическая, истребленная Гераклом, фольклорная (Рейнеке-лис) и домашняя (мопс, вроде бы):

Впрочем, иногда живность — это еще средство передвижения:





Фигурка "Портной на козле"

Ну и еще — о сочетании человеческих и животных персонажей, так сказать «о мышах и людях» (хотя Стейнбек тут совершенно ни при чем):

Бюст этот, созданный скульптором Иоганном Иоахимом Кендлером (Johann Joachim Kaendler, тот же самый, кстати, что и создал модель «Портного на козле») в 1739 году, изображает придворного шута курфюрста Саксонии Августа Сильного камер-курьера Готтфрида Юнге, известного под прозвищем «барон Шмидель, почмейстер из Лаухштедта» (Gottfried Junge, genannt Baron Schmiedel, Postmeister von Lauchstädt). Между прочим, про него было известно, что как мышей-то он как раз боялся, так что бюст — это (ответное, возможно?) ехидство скульптора. А вообще, Шмидель, как и его шут-напарник при саксонском дворе Йозеф Фрёлих (Joseph Fröhlich), пожалуй самый известные придворные шуты в немецкой истории; и уже не только истрические перонажи, но и театральные — фарс «Придворный шут Фрёлих и барон Шмидель» и сейчас идет на дрезденских подмостках.

Впрочем, популярным сюжетом в XVIII веке были и люди менее оригинальных профессий, такие как уличные торговцы

и саксонские горняки

Не обошлось и без житейских сценок — таких как посещение зубного врача и сватовство к старушке ради ее денег:

Ну и, наконец, какое же искусство XVIII века без аллегорий (а какая именно статуэтка — аллегория чего, видно, если кликнуть по фото для его увеличения; хотя вот дважды укушенной аллегории осязания можно только посочувствовать).