Харлем — Беркхейде
Название этой заметки — отсылка к эссе Петра Вайля «Взгляд из окна: Харлем — Хальс». Вообще-то говоря, оно и было одним из мотивом съездить в этот голландский город. Но вот по приезду оттуда, у меня город Харлем основательно проассоциировался не с Францем Хальсом, а с другим нидерландским художником XVII века — Герритом Адриансзоном Беркхейде (Gerrit Adriaenszoon Berckheyde).
А в Харлем я, собственно, попал мимоходом — летел через амстерамский аэропорт Схипхол (Schiphol). Пересадка была длинная, целый вечер, а до Харлема — всего полчаса электричкой, так что — вполне повод поглядеть на город, описанный Вайлем.
Электричка прибывает на харлемский центральный (он же единственный) вокзал,
который еще любопытен тем, что внутри сохранились от старых времен залы ожидания (Wachtkamer) разных классов. Вот, например, на фото ниже — первого (eerste) и третьего (derde).
От вокзала, кстати, в исторический центр, как выяснилось, легко попасть и без карты — колокольня главного харлемского храма — церкви Св. Бавона — прекрасно видна с вокзальной площади над крышами. Так что главное — смотреть по ходу на этот ориентир и идти в его направлении по симпатичным улицам и пересечь канал поперек (по погоде февраля 2012 года по нем вполне можно было идти и вдоль — по льду — но не нужно, так как направление к центру города — таки именно поперек канала, через мост).
Ну а в центре как раз и начинается натуральное попадание внутрь картин одного из представителей золотого века голландской живописи. Так что далее — пары, картина Беркхейде и мое фото примерно того же места. Основное, конечно, на центральной площади Grote Markt («Большой рынок», а как же еще может называться центральная площадь в старом европейском городе).
Харлемская ратуша (здание с колоннадой в центре); на фото, правда, детали не так видны, и не только из-за темноты, но и из-за того, что на ратуше висит плакат выставки об истории города.
Главная архитектурная достопримечательность Харлема — церковь Святого Бавона (Grote of Sint-Bavokerk).
А вот витраж на северном трансепте вечером, когда он подсвечен изнутри, смотрится эффектнее, чем днем.
Ну и наконец, по дороге обратно к вокзалу, через тот же канал. На фото — типичный старый голландский разводной мост. Его можно разглядеть и на левой чести картины Беркхейде, вдали.