Притяжение «Смисониэнс». Рассказ второй

Как известно, любой американец из «глубинки» или иностранный турист, впервые попавший в Вашингтон, стремится в первую очередь полюбоваться на Белый дом, а потом на Капитолий. Но ведь именно с Капитолийского холма открывается величественный вид на знаменитую «Национальную аллею». Это – самый центр американской столицы, и именно здесь сосредоточены бесплатные музеи «Смитсониэнс», побывать в которых – сплошное удовольствие. Потому что – это не привычные нам музеи с дремлющими старушками в залах, и экспонаты, хранящие пыль веков. Это – театры, кинотеатры, интерактивные способы репрезентации, а иногда и залы, где можно самому что-то сделать своими руками или попробовать поучаствовать в какой-нибудь образовательно-познавательной программе вместе с детьми. Каждый музей продумывает и публикует календарь мероприятий на месяц, и особенно много выдумки и фантазии проявляют сотрудники для организации различных мероприятий в выходные дни.

Итак, в очередной уик-энд отправляюсь в недавно созданный музей индейцев. Национальный музей американских индейцев был основан в1989 г., но находился тогда в Нью-Йорке, впрочем там же, где и сейчас, в нижнем Манхэттене. Музей в Вашингтоне был открыт в2004 г. Его оригинальное здание было спроектировано канадским архитектором из племени блэкфут Дугласом Кардиналом и американцем индейского происхождения Джонполом Джонсом (чероки-чокто). Здание с непривычной криволинейной архитектурой обложено касотским известняком золотистого цвета, имитирующим типичные для запада США скалы. Оно окружено небольшим водным бассейном с водопадами, лужайками, на которых выращиваются целебные индейские травы. А еще знаменитые «три сестры»: кукуруза, бобы и тыквы. Сейчас диетологи все мира внимательно изучают культуру питания индейцев, и находят там немало полезного…

Перед зданием созданы макеты индейских жилищ различных племен (для нас привычное название – вигвам). Музей занимает площадь в4,25 акров(17,2 кв. м), что совсем немало, учитывая его расположение рядом с оранжереей и Капитолием. Обойдя вокруг здания и полюбовавшись на его необычную архитектуру, просто невозможно удержаться от того, чтобы не сфотографироваться рядом с огромной фигурой шамана. «Может он поможет отогнать злых духов и от тебя тоже», – наверное, так думает каждый турист. Потом невольно останавливаешься перед «лунной спиралью» у южного входа, в чем ее потаенный смысл… Вокруг здания, по замыслу его архитекторов, разместили 4 камня-валуна в честь четырех сторон света. Эти камни тоже символичны, их  привезли из разных районов Америки.  Западный камень – в честь гавайских племен; Северный – в честь Северо-западных территорий и Канады; Восточный – в честь долины Монокэси и Мэриленда; южный – в четь территории Пуэрто Вильямс.

Как и все «Смитсониэнс», музей – бесплатный для посещения. Внутри здания нет прямых углов. Войдя внутрь, сразу попадаешь в огромный холл, где под круглый купол вверх кольцами уходят 5 этажей (подняться можно на комфортабельных лифтах). По окружности холла расположились лодки различных конструкций (на ум сразу же приходит название каноэ), а в центре – круглая площадка. Она, оказывается, предназначена для выступлений, потому что как раз сейчас, когда я вхожу в зал, настоящий шаман в ритуальной маске, с бубном, показывает танец заклинания духов. Посмотрев на этот древний ритуал, сразу проникаешься таинственным миром древних цивилизаций. Ну, а если хочется продолжить знакомство с «живой» культурой самых разных племен, то к услугам посетителей на первом этаже расположен Лелави-театр, где можно посмотреть фильмы-презентации или выступление фольклорных ансамблей, другой театр расположился на 4-м этаже.

Узнать о программе выступлений и различных мероприятиях можно прямо в холле у любезных сотрудников, которые снабдят картой музея, календарем мероприятий на месяц и посоветует, что посмотреть в первую очередь. Ведь, это – единственный в своем роде музей в мире, показывающий быт, языки, культуру и историю племен и коренных групп Западного полушария на протяжении почти 12 тысячи лет. На его солидных площадях хранится около 825 тыс. самых различных артефактов индейских культур, не только с территории США, но и из Канады, а также Латинской Америки: коллекции одежды, предметов быта, керамики, кукол и т.д. Можно очень долго описывать самые различные экспозиции музея, которые не утомляют посетителя своим однообразием. Наоборот, дизайнеры постарались, чтобы выставки отражали все уникальные культурные достижения 500 племен. Как всегда разнообразит восприятие музейных экспонатов огромное количество видеофильмов на многочисленных экранах. Так что не устаешь поражаться поистине великим достижениям индейских цивилизаций. Кстати, почти на каждом этаже есть отделы, где народные умельцы из разных племен показывают посетителям: как делать посуду, плести украшения из бисера и т.д.

Но что удивило меня как историка, это – то, что в основном, история индейских племен в их контактах с европейцами начиналась с Колумба и испанских конкистадоров и ими, фактически, заканчилась. В экспозиционных залах почти не было никакой информации о взаимоотношениях коренного населения Северной Америки и англосаксов. Видимо, толерантность не позволила организаторам музея рассказать об этой трагической, ужасной и кровавой истории уничтожения целых племен. Так что внешне все выглядит просто превосходно, потому что с фотографий смотрят современные улыбающиеся индейцы, и любой посетитель может быть доволен, поскольку он приобщился к великим культурам прошлого. Ну, а чтобы, завершить посещение музея, непременно надо отправиться в кафе национальных индейских блюд – Митситам-кафе. Там действительно стоит побывать, поскольку кафе состоит из нескольких отделов, где представлена кухня таких регионов, как Северный Вудленд, Южная Америка, Северо-западное побережье Тихого океана, Месоамерика и Великие равнины. Меню – самое разнообразное и на все вкусы, но кажется, что все, что предлагается, особенно мясо бизона, чересчур переперчено. На прощанье покупаешь себе какой-нибудь индейский сувенир. Я приобрела оберег для спокойного сна, но вот, что странно, в России он перестал действовать.

Можно, конечно, ограничиться в одном рассказе знакомством с Национальным музеем американских индейцев, но этот было бы неправильно, потому что на «Национальной аллее» – 11 смитсоновских музеев.

И следующий музей, в котором тоже надо непременно  побывать, – музей американской истории. Помню, что при первом же знакомстве он меня очень удивил, потому что в нем не было никакой хронологии в расположении экспозиций. А ведь мы привыкли в наших музеях, бродя из зала в зал, переходить от одного века к другому. Но лучше обо всем по порядку…

Национальный музей американской истории был открыт в1964 г. как Музей истории и технологии. Из общей галереи музеев он ближе всех расположен к монументу Вашингтона и Белому дому. Он – один из лидеров по посещаемости, ежегодно в нем бывает до 5 млн. человек, особенно много школьников и студентов. В1980 г. название музея было изменено на «Национальный музей американской истории», но есть и неофициальное прозвище –«американский чердак», потому что здесь есть все, что должно отражать исторический опыт американского народа: например, туфельки первой американской леди Жаклин Кеннеди и стоптанные башмаки участницы коллективных маршей протеста за гражданские права 1960-х. В 2006-2008 гг. была проведена полная реконструкция музея, обошедшая в 85 млн. долл., для того, чтобы упорядочить условия размещения 3 млн. экспонатов. Это позволило использовать новые великолепные технологии освещения, создать более просторные помещения по темам экспозиций.

Музей имеет три этажа и площадь экспозиции –74000 кв. м. В холе музея посетителей встречает огромная статуя Джорджа Вашингтона в виде бога Юпитера-громовержца. Очень впечатляет, что первый президент демократической страны предстает в столь странном виде.

На первом этаже собраны в основном экспонаты, посвященные науке и технологии, на втором – социальной и политической истории. На третьем этаже полное разнообразие экспозиций: история музыки, особенно джаза, монет, керамики, графики, история вооруженных сил. В музее представлены экспонаты, связанные с историей телевидения, телеграфа, радио, техники. Есть целая коллекция, демонстрирующая историю рекламы, маркетинга, предпринимательства (рекламные афиши, плакаты, почтовые открытки, поздравительные открытки и т.д.).

Попадая на первый этаж, сразу оказываешься на выставке «Мир материальной культуры» (с 1700 по 1980-е гг.). Она дает представление о том, какими материалами люди пользовались в это время. Например, в экспозиции представлена деревянная мебель, бывшая когда-то частью обстановки джорджтаунского кондитерского магазина (1890-е гг.). На восточной стороне размещены экспозиции, посвященные сельскому хозяйству и транспорту. Очень интересно увидеть огромный паровой трактор Хьюбера (1924 г.) или комбайн, приводимый в движение лошадьми (1886 г.). В «морском зале» в окружении множества моделей кораблей раздаются громкие звуки судового парового двигателя (1920 г.). Затем попадаешь в «железнодорожный зал», где стоит под парами сверкающий никелированными деталями локомотив «Энжин-1401» (1926 г.). Здесь есть и трамвай, когда-то ходивший по улицам столицы (1898 г.). Более 40 различных транспортных средств выставлено в галерее «дорожный транспорт». Чего тут только нет: велосипед1818 г. и паровой велосипед «Ропер»1869 г. – прототип мотоцикла, самый старый в мире из действующих локомотивов «Джон Булл» (1836 г.), вагон начала XIX в., автомобиль марки «форд» (1913 г.), грузовик для перевозки мороженого марки «Шевроле» (1938 г.). Специальная выставка «Про время» демонстрирует историю развития часового дела. В западном крыле расположилась экспозиция «Наука в жизни американцев». На ней, к примеру, выставлены материалы, поясняющие, как применение противозачаточных средств привело к сексуальной революции. Другие выставки рассказывают об экспериментальной психологии, полимерных волокнах, достижениях генетики, ядерных испытаниях и т.д. В «экспериментальном центре» посетители могут сами провести опыты по определению степени радиоактивности, консервированию живых тканей и др. Рядом в экспозиции «Информационный век» посетителя проведут по всем этапам развития телекоммуникационной и компьютерной технологий.

Второй этаж обладает особой ценностью для историка. Здесь выставлен легендарный Звездно-полосатый флаг, который в1814 г. развевался над фортом Мак-Генри, когда английские военные корабли атаковали Балтимор во время англо-американской войны 1812-1814 гг., называемой Второй войной за независимость. Поэт Френсис Скотт Ки, находящийся на палубе американского корабля в Чесапикском заливе, увидев, что флаг все еще продолжает реять над фортом, несмотря на интенсивный обстрел англичанами, воодушевленный стойкостью его защитников, написал знаменитое стихотворение «Звездно-полосатый флаг», которое стало словами гимна США.

Рядом расположена выставка: «С поля – на фабрику», она рассказывает о массовой миграции черных американцев из сельскохозяйственных южных штатов в промышленно развитые северные города в период с 1915 по 1940 гг. Здесь посетители могут увидеть балахоны и буклеты Ку-клукс-клана, почитать газеты 1920-х гг., издаваемые чернокожими.

Большой популярностью всегда пользуется постоянная экспозиция: «Первые леди: политическая роль и общественный имидж». Большинство посетительниц с большим интересом рассматривают фасоны платьев жен американских президентов. Последним из экспонатов стало платье Мишель Обамы с первого инаугурационного бала.

Одна из основных выставок: «Внутри этих стен» представляет собой настоящий дом, заложенный в Ипсвиче, штат Массачусетс, в далекие колониальные времена и простоявший там до середины 1960-х. Когда входишь в этот дом, то раздается голос хозяйки, которая приветствует гостя, и затем начинает рассказ о себе, своей семье и о жизни поселка в далеком XVII столетии. Это – подлинная история, рассказанная современным гидом. Но посетитель об этом не задумывается, потому что вся история звучит очень захватывающе в стенах подлинного дома, и, кажется, что прошлое оживает, или ты сам переносишься в далекие времена.

[Gallery not found]

Рядом экспозиция, посвященная Войне за независимость. Не перестаешь удивляться неистощимой фантазии сотрудников музея и дизайнеров. Ведь гостя музея должна заинтересовать даже совершенно хрестоматийная история «бостонского чаепития». И вот перед вами небольшой кукольный театр, где куклы, снабженные заводным механизмом, двигаются и разговаривают. И хозяйка гостиницы объясняет своему разгневанному посетителю, почему в ее заведении подают только кофе, но никак не чай. Недалеко видно фигуру минитмена, притаившегося в лесной чаще, видимо, он выслан вперед как разведчик. А невдалеке на дереве болтается чучело повешенного предателя – сборщика налогов.

В другом крыле расположена выставка: «После революции: повседневная жизнь Америки», на которой можно узнать о первых поколениях граждан новой страны – Соединенных Штатов Америки, – о том, как жили американцы в далеком XVIII столетии. На выставке представлены экспонаты, дающие представление о повседневной жизни американской семьи в городах и сельской местности. Экспозиции часто меняются, и многие из них рассказывают о бурном XX столетии, о Великой депрессии, об участии американцев во Второй мировой войне, о движении за гражданские права в 1960-е гг. Как-то я побывала на совсем необычной выставке, рассказывающей о судьбе американских граждан японского происхождения, которые во время Второй мировой войны оказались заключенными в концлагеря. Теперь в Вашингтоне есть даже специальный мемориал, посвященной этой грустной странице американской истории.

Один из залов называется «История своими руками». И любой, пришедший сюда, может попробовать оседлать лошадь, очистить хлопок с помощью джин-машины Уитни, отправить телеграмму на аппарате Морзе, поработать на ручном ткацком станке и ручной швейной машине. Взрослые приходят сюда со своими детьми. Интересно всем. А если что-то не получается, то к их услугам множество инструкций или опытный экскурсовод. Я лично решила отправить телеграмму, вышло очень даже неплохо.

На третьем этаже представлены самые разнообразные экспозиции. Но всех привлекает постоянная выставка: «Американские президенты: великие судьбы», открытая еще в2000 г. Здесь представлены экспонаты, которые не могут не затронуть чувства американцев: переносной письменный стол, на котором Джефферсон написал проект Декларации о независимости, генеральский мундир Вашингтона, цилиндр, который был на Линкольне в ту ночь, когда его убили… На этой выставке представлены также материалы, рассказывающие о жизни в Белом доме, об институте импичмента, политических убийствах, средствах массовой информации и др. Рядом с выставкой постоянно толпятся посетители, желающие произнести инаугурационную речь при помощи находящегося здесь телепромптера – телевизионного суфлера.

Большой популярностью пользуется выставка: «Идолы поп-культуры». На ней представлены такие экспонаты, как рубиновые туфли Дороти из страны Оз (у нас ее знают как Элли, побывавшую у волшебника Изумрудного города); маска Одинокого Рейнджера; кожаная куртка Индианы Джонса; баскетбольная фуфайка Майкла Джордана.

В архиве музея хранятся документальные киноленты, аудио и визуальные записи, исторические фотографии, устные рассказы, деловые исторические и личные документы.

Музей американской истории очень динамичен и разнообразен в провидимых мероприятиях: здесь проходят конференции, лекции, фестивали, джазовые концерты, здесь поют евангельские псалмы и выступают политики. Здесь даже есть набор из 1000 наиболее популярных американских песен, которые поочередно транслируются в здании и у входа в музей. Часто у здания музея  разыгрываются театрализованные постановки в рамках программы «Живая история».

К2015 г. рядом с музеем американской истории планируется открыть Национальный музей истории и культуры афроамериканцев. На закладке первого камня в основание здания будущего музея Барак Обама, первый президент США афроамериканского происхождения, заявил: «Когда-то на этом месте шла торговля людьми, потом сотни тысяч человек устраивали здесь марши, требуя рабочих мест и свободы». В1963 г. недалеко от этого места произнес свою знаменитую речь Мартин Лютер Кинг. Коллекцию нового музея составит огромное количество экспонатов, более 30 тысяч из них уже собраны в Национальном музее американской истории. В их числе – железнодорожный вагон1922 г. с местами «для белых» и «для цветных», боевой самолет из эскадрильи, созданной в годы Второй мировой войны чернокожими американцами, труба Луи Армстронга и красный «Кадиллак» другого прославленного музыканта – Чака Берри.

История Смитсоновских музеев продолжается, а значит, в какой бы из музеев не направится посетитель, он все равно найдет там массу нового познавательного, и его обязательно ждут увлекательные открытия, расширяющие кругозор, интересно проведенное время, сувениры на память, и желание снова вернуться.