Под землю за Белым Кроликом
Как уже однажды упоминалось, во время поездки в Оксфорд я там таки (нарушив череззаборным способом границы частной собственности) забрался на то поле, где Алиса встретила Белого Кролика. Я — нет. Но спустя полтора года сей персонаж таки обнаружился, как ему и положено, под землей — но самое забавное, — не в Англии, а в Португалии, — в метро.
Вот такой вот Белый Кролик, как и положено, с часам на цепочке, вытащенными из жилетного кармана, опаздывает на перроне станции Cais do Sodré лиссабонского метро.
Вообще, оформление станций метрополитена Лиссабона — оно из самых забавных, которые я вообще где-либо видел. В разных странах метро разное — где-то практичное, без глобальных художественных поползновений (в Лондоне, Берлине, например), где-то — торжественно-величественное (как в центре Москвы), а в Лиссабоне — именно — забавное. И вообще — местами ощущение, что не только станцию Cais do Sodré, но и метро в целом оформляла та самая кэрроловская Гусеница, курившая кальян на грибе (а получилось таки весьма любопытно).
Впрочем, среди источников ассоциаций для изображений на стенах подземных станций есть и местные, лиссабонские, соответствующие тому, что стоит на поверхности недалеко от них.
Вот например, над городом возвышается еще мавританский замок Святого Георгия (Castelo de São Jorge). Т.е. имя святого он получил уже от португальских рыцарей, отвоевавших его у мавров в 1147 году во время Реконкисты:
Ближайшая к замку станция метро — Martim Moniz — в честь национального героя того штурма — рыцаря, заклинившего полуотрытые ворота своим телом. И вот в каком оригинальном художественном виде представлены исторические персонажи тех времен:
На площади Campo Pequeno стоит стадион для корриды:
В соответствующем духе оформлена и одноименная станция метро:
А на входе примостилась небольшая толпа сельскохозяйственных статуй:
Ну и, конечно, самая значимая для лиссабонцев личность — маркиз де Помбал, руководивший восстановлением города после землетрясения 1755 (да и вообще проведший глобальные реформы в Португалии, министром — а фактически правителем которой он был на протяжении четверти века).
И оформители станции метро Marquês de Pombal развернулись на все стены, иллюстрируя бытие XVIII века. Тут и известные явления культуры — Кант, Бах, Бюффон (вот интересно, символизируя великого французского натуралиста Жоржа-Луи Бюффона индюком, они считали, что делают ему особо утонченный комплимент?), и масоны:
И просто бытовые сцены разных слоев общества и разных житейских обстоятельств:
И лиссабонское землетрясение с последовавшим за ним цунами:
И, конечно, сам восстановитель города: