По маршруту Камоэнса
Фрегаты древних лузов, взморье Гоа.
Х.Л. Борхес «Восток»
Как ни странно, но мои личные ассоциации по поводу великого португальского поэта Луиса де Камоэнса, носят отнюдь не поэтический, а сугубо географический характер. Началось все еще далеко в детстве, с романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», откуда я эту фамилию и узнал, ибо Паганель, как известно, выучил португальский язык вместо испанского именно по поэме Камоэнса «Лузиады».
Далее эта ассоциация укрепилась поэтическим образом, но снова не из-за португальской поэзии, а опять-таки, напротив, испаноязычной (в переводе, естественно) — ибо Камоэнс и его путешествие в Гоа неоднократно появляются в стихах Хорхе Луиса Борхеса. Ну а окончательно закрепилось вот такое впечатление в 2012 году благодаря забавному совпадению собственных поездок.
Во-первых, в феврале того самого 2012 года я был на конференции в Лиссабоне. А ближайшая к университету станция метро, Entre Campos, оформлена именно как раз иллюстрациями к «Лузиадам» Камоэнса.
Рисунки, естественно, иллюстрируют сам текст поэмы (вот, например, на среднем фото выше: «Посланца вмиг индийцы обступили, // Как будто чудо видели природы, // Вокруг него в восторге суетились, // Одеждам, им неведомым, дивились» («Лузиады», песнь VII, строфа XXIII)), так, впрочем, можно видеть в них и иллюстрацию обстоятельств места, где Камоэнс ее писал («И человек, создавший труд всей жизни // Элегию и эпос об отчизне // В далеком Гоа утопая в жиже» (Х.Л. Борхес, «Море»)).
[table id=4 /]
Впрочем, в самом Лиссабоне уже ничего камоэнсовских времен увидеть нельзя — город же был начисто разрушен в 1755 году землетрясением. А вот где можно — так это в пригороде португальской столицы — в Белене (Belém).
Прежде всего, это — центр Белена — монастырь иеронимитов, Жеронимуш, который и основан был человеком, с которого началась организация португальского дальнего мореплавания, инфантом Португалии Генрихом Мореплавателем, и в котором молились пред отплытием экипажи знаменитых экспедиций эпохи Великих географических открытий, начиная с Васко да Гамы. В нем, кстати и похоронены и Васко да Гама и Луис де Камоэнс.
А неподалеку от монастыря, на побережье — единственная сохранившаяся часть лиссабонского портового комплекса XVI века — Беленская башня (Torre de Belém):
В марте 1553 года Луис де Камоенс отплыл отсюда в Гоа, плавание заняло шесть месяцев. Побывав тут в феврале 2012, ровно через полгода, в начале августа, так получилось, что я оказался в Гоа (ура техническогму прогрессу, благодаря которому, сейчас, 460 лет спустя после Камоэнса, эти полгода не надо было плыть, а можно было заниматься и массой других дел, в других точках земного шара).
Старый Гоа — город, который никак не воспринимается индийским — ну разве что прохожие, да — индийцы, но смотрятся, на мой взгляд парадоксально. То есть, вроде бы, и полгода как уехал из Португалии, а вроде бы как и обратно вернулся — только вот вокруг не португальцы, нет их уже там с 1961 года, только дома остались.
Ну и, конечно центральная площадь Старого Гоа, окруженная католическими церквями — собором Св. Екатерины (он же Кафедральный собор Се), церковью Св. Франциска Ассизского и базиликой Иисуса Доброго.
Это уже почти времена Камоэнса — Кафедральный собор Се начали строить, еще когда поэт был здесь (хоть и закончили лишь в 1640).
А самый молодой из трех храмов — церковь Св. Францизска Ассизского была открыта в 1661.
А самый старый из трех (действует с 1605) (да и вообще один из старейших в Юго-Восточной Азии, и уж точно — самый значительный) — базилика Иисуса Доброго, храм Сообщества Иисуса (т.е. ордена иезуитов):
И, пожалуй, что больше всего поражает внутри — это главный алтарь храма, центральную часть которого занимает не что-то, а огромная статуя Св. Игнатия Лойолы. Нет, выше, над ним, в солнечном диске есть монограмма Христа, но все же в центре — основатель и первый генерал Сообщества.
И, кстати, об основателях, именно в этой базилике, в правом от входа приделе находится рака с мощами одного из них — Св. Франциска Ксаверия, проповедовавшего от Индии до Японии и, как считается, по числу обращенных им, этого иезуита превосходит только апостол Павел.
Собственно, основными задачами Сообщества при его основании и были обучение (Св. Игнатий Лойола первым ввел в систему образования структру занятий в форме: актуализация и постановка вопроса на наглядных известных примерах -> изучение теории -> практическая отработка навыков на ее основе», а также классно-урочную и лекционно-семинарскую системы обучения, официально закрепленные в разделах Устава Сообщества Иисуса, посвященных организации иезуитских колледжей) и миссионерство. Об этом напоминает и храмовая живопись в базилике: Св. Игнатий Лойлола — с книгой, Св. Франциск Ксаверий — как миссионер.