Поездка на Геттисбергское поле
Экскурсионный автобус быстро едет по скоростному шоссе из Вашингтона к просторам штата Пенсильвания. Цель экскурсии – поле битвы при Геттисберге. Мелькают за окошками пригороды Вашингтона, затем поля, перелески, небольшие поселки и городки. Дорога занимает около трех часов. Так близко, и так далеко…
Действительно, можно рассматривать эту экскурсию как своеобразное путешествие в прошлое, и для многих американцев важно не просто расширить свои познания о самом ожесточенном сражении гражданской войны 1861-1865 гг., но еще раз соприкоснуться со своей историей.
Недаром туристские брошюры и проспекты, рекламируя Пенсильванию, подчеркивают, что это – штат, где «нация была рождена», и где она «была спасена». Действительно, именно в столице этого штата была принята знаменитая Декларация независимости, провозгласившая гордые и величественные слова: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они наделены создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».
Эти демократические ценности свободы и прав человека защищали американцы во время гражданской войны, этой второй американской революции. Более 4 миллионов афро-американцев до гражданской войны находились в рабстве, были лишены элементарных человеческих прав. Получалось, что провозглашенные в Филадельфии священные принципы демократии не распространялись на людей, чья кожа имела более темный цвет. Существование «особого института Юга» раскололо союз штатов, привело к ожесточенной гражданской войне. Немногие политики тогдашней Америки понимали действительный смысл происходящих событий, что надо спасать великое достояние всего американского народа – единое государство, союз штатов «единый и неразделимый».
Геттисбергское сражение было переломным в братоубийственной войне. Союз был спасен и сохранен, но ужасной ценой. Наверное, именно эта огромная цена, заплаченная американским народом за единство страны, до сих пор постоянно возвращает к вопросу, ради чего были эти огромные жертвы? В чем глубинный смысл событий 1861-1865 гг.?
Возможно, что туристы, направляющиеся на экскурсию, не задаются решением таких проблем, но для историка, дорога к Геттисбергу и пребывание на этом самом прославленном поле битвы Америки – самый подходящий момент, чтобы поразмышлять. Тем более, историку из далекой России, у которой есть свои поля ратной славы: Куликовское, Бородинское, Прохоровское… Это были не только прославленные битвы русской истории. В них решался вопрос жизни и смерти страны. Так же, как на Геттисбергском поле решался вопрос о спасении Американского союза.
Лишь немногие события в истории Америки привлекли к себе так много внимания историков и любителей-энтузиастов, как гражданская война Севера и Юга. Почти каждая битва и сражение многократно и тщательно анализировались. Несколько научных и популярных журналов специализируются на изучении этого конфликта. Опубликованы более 800 историй полков, принимавших участие в гражданской войне, поток литературы о сражениях и генералах, в них участвовавших, кажется нескончаемым. Огромное количество информации размещено в Интернете.
И это не случайно, так как эта война была самой кровопролитной из всех, какие велись на Американском континенте. Нация, насчитывающая в 1860 году около 32 миллионов человек, послала на войну три миллиона. Ужасные потери составили почти один миллион человек, военных и гражданских. Непосредственно в сражениях погибло около 618 тыс. солдат и матросов Союза и Конфедерации. Из них около 360 тыс. человек составляли военнослужащие Союза и 280 тыс. были солдатами Конфедерации. Хотя потери Севера в гражданской войне превышали потери Юга почти на 40%, влияние этой войны на Юг было более катастрофическим, вследствие меньшей численности населения на Юге. Гражданская война в Америке занимает 4-е место среди всех военных конфликтов по общему числу жертв и 8-е место по числу жертв на каждые 10 тыс. человек населения.
Страшной катастрофой стала война для всей страны, но особенно для Юга. Совершенно справедливо Уолт Уитмен в статье «Настоящий памятник Кэлхуну», утверждал, что именно идеи раскола страны, противопоставления Юга Союзу привели к таким ужасающим последствиям. В этой статье он приводит разговор двух раненых солдат-янки, находящихся в госпитале, где он работал санитаром. «Они болтали о том, о сем. Лихорадящий больной заговорил о памятнике Джону К. Кэлхуну, который он видел, и стал его описывать. “Видал я памятник Кэлхуну, – возразил ветеран. – Тот, о котором ты говоришь, – не настоящий. А вот я настоящий видел. Это опустошенный, весь в развалинах, Юг; почти вся молодежь мужского пола от семнадцати до тридцати лет перебита или изувечена: все старые семейства разорены – богатые впали в нищету, плантации заросли сорной травой, рабы вырвались на свободу и стали хозяевами; самое слово «южанин» покрыто позором. Вот это и есть настоящий памятник Кэлхуну”».
Хотя между Севером и Югом были существенные расхождения по вопросу о сецессии, тем не менее, как только войска конфедератов обстреляли форт Самтер, поддержка военного решения конфликта усилилась в обеих частях страны. На Севере и на Юге люди с энтузиазмом реагировали на призыв записываться в армию, оказывали помощь членам семей военнослужащих, собирали деньги для закупки обмундирования и оружия.
И на Севере и на Юге полагали, что война будет непродолжительной, поэтому добровольцы призывались только на несколько месяцев. Вскоре стало ясно, что ни войска Союза, ни армия Конфедерации не могут одержать решительной победы. Сообщения о тяжелых потерях, например в таких сражениях, как при Энтьетаме в сентябре 1862 года, когда в один единственный день, погибло 26 000 человек, погасили энтузиазм добровольцев, пришлось перейти к всеобщей воинской повинности.
Сражение при Геттисберге в июле 1863 года продолжалось три дня и привело к гибели 51 000 человек. Здесь армия конфедератов под командованием генерала Роберта Ли вступила в битву с армией северян под командованием генерала Джорджа Мида. Ли решил сконцентрировать свои силы в районе важного перекрестка пенсильванских дорог, у местечка Геттисберг. Оттуда он мог бы угрожать и Вашингтону, и Потомакской армии. Кроме того, Р. Ли стремился перенести театр военных действий из южных штатов на Север. В Пенсильвании началась паника, ее губернатор в телеграмме Линкольну умолял вернуть Макклеллана, полагая, что только тот спасет штат и страну от гибели. Однако президент Авраам Линкольн не поддался панике, новым командующим северян был назначен генерал Джордж Мид. 28 июня последовал приказ по Потомакской армии за номером 67, подписанный Мидом. в котором говорилось: «Согласно директиве президента США я поставлен командующим Потомакской армией… Страна ожидает, что она избавит ее от опустошений и позора вражеского вторжения. На какие бы тяжелые задачи и жертвы нам не пришлось пойти, мы всегда будем помнить о величии тех интересов, которые здесь затронуты, и пусть каждый исполнится решимости выполнить свой долг».
В течение трех дней, с 1 по 3 июля 1863 года на Геттисбергском поле решалась судьба Союза. Победили северяне. Это была катастрофа для южан, и изменить ничего уже было нельзя. На следующий день, День независимости США, Ли решил, пользуясь начавшимся проливным дождем, отвести свои войска в Виргинию.
4 июля в приказе по армии заместитель командующего отмечал: «Командующий армией от имени страны благодарит Потомакскую армию за блестящий результат в недавнем сражении. Враг, превосходящий нас численно и преисполненный гордости от удачного вторжения, попытался опрокинуть и уничтожить эту армию. Потерпев полное и сокрушительное поражение, теперь он выведен из строя. Армия перенесла лишения и усталость. История вечно будет помнить проявленные ею геройское мужество и благородство. Наша задача еще не выполнена, и Главнокомандующий ждет от армии еще больших усилий, чтобы удалить с нашей земли все следы присутствия интервентов».
В течение трех дней битвы более чем 152 000 человек и 550 орудий были сконцентрированы на площади в 25 квадратных миль. По некоторым оценкам было израсходовано 569 тонн боеприпасов, и, когда сражение закончилось, огромное количество убитых солдат, тысячи мертвых лошадей, обломки орудий и другие разрушения войны представляли сцену ужасного опустошения. Однако армия северян не дала южанам прорваться на просторы Пенсильвании, и конфедераты вынуждены были уйти в Северную Виргинию, ставшую ареной последующих ожесточенных сражений.
Геттисбергское сражение стало одним из самых знаменитых в американской истории. Писатели, поэты, художники, музыканты посвятили ему немало произведений, оно запечатлено и в фольклоре. Вот почему наиболее знаменитым из всех мемориалов гражданской войны является Геттисбергский национальный мемориал в штате Пенсильвания. Его создание началось сразу после окончания сражения. 25 июля 1863 года геттисбергский адвокат Дэвид Макконахи написал губернатору Штата Пенсильвания Эндрю Кертину о своем намерении обеспечить сохранность «наиболее интересных мест этого прославленного поля битвы», чтобы потомки могли видеть то место, «которое связано с памятной датой великолепной борьбы и триумфа армии Союза».
Макконахи обратился с предложением о создании Ассоциации мемориала поля сражения при Геттисберге (GBMA) ко многим из ведущих граждан города. За 10 лет были проложены шоссейные дороги для туристов, установлены памятные знаки для каждого полка регулярной армия США. Более 300 орудий было установлено на чугунных лафетах, чтобы отметить позиции батарей. Пять стальных наблюдательных башен были восстановлены. Ограждения поля битвы протянулись на25 миль. Было высажено более чем 17 тыс. деревьев. В настоящее время Геттисбергский национальный военный парк – самый большой военный мемориал, включающий более 100 исторических зданий, 1300 памятников и памятных знаков, более 70 000 экспонатов в его 20 музеях. Он насчитывает 18 тысяч членов и помощников по всей стране.
Туристы с интересом следят за указкой экскурсовода на большой панорамной карте сражения, оно как бы разворачивается снова по часам, и минутам. Светящаяся указка выхватывает то одну группу солдат-пехотинцев, кавалеристов, артиллерию. После этого увлекательного рассказа, туристский автобус движется к информационному центру, где посетителям показывают 30-минутный фильм об историческом Геттисберге. Затем все снова погружаются в автобус, который теперь везет своих пассажиров по всему полю сражения с остановкой у самых известных мемориалов. Причем памятников конфедератам не меньше, чем северянам.
На Авеню конфедератов находится ряд мемориалов отдельных штатов. Мемориал Северной Каролины был создан Гатсоном Борглумом, известным своим изваянием президентов на горе Рашмор, и открыт 3 июля 1929 года. Мемориал Луизианы работы скульптора Дональда де Лу изображает павшего солдата и женщину, которая склонилась над ним (открыт 11 июня 1971 года). Затем посетители отправляются в городок Геттисберг, где можно набраться новых впечатлений и приобрести сувениры. Здесь расположены многочисленные и разнообразные музеи. Прежде всего, их привлекает знаменитая Геттисбергская панорама, созданная французским художником Филиппото в1884 г. Это огромное полотно, 12-метров в длину и8 мв высоту, изображает самый драматический момент сражения – атаку Пикетта. Картина, написанная в реалистической манере, вместе с панорамным предметным планом создает иллюзию реальности происходящего, к этому добавляются светозвуковые эффекты. Не менее сильное впечатление оставляет посещение Военного музея восковых фигур, поскольку здесь можно увидеть и известных политиков и прославленных военачальников той эпохи..
Выбор для туристов действительно очень велик: Музей Гражданской войны, Солдатский национальный музей, Музей памяти Линкольна. По-своему интересны дом-музей Шрайвера и музей Дженни Уэйд, поскольку они рассказывают о судьбах гражданского населения Геттисберга. 20-летняя Дженни Уэйд, невеста капрала Джека Скелли, стала единственной гражданской жертвой сражения. Она была убита дезертиром. Старый дом с подлинной обстановкой того времени представляет жизнь простых людей в период Гражданской войны. Возлюбленный Дженни был смертельно ранен в сражении при Картерз-Вуд около Винчестера, Виргиния. Он умер 12 июля 1863, так и не узнав о судьбе своей нареченной.
Огромное количество фестивалей, ярмарок, выставок, парадов, концертов и представлений устраивается каждый «уик-энд» на Геттисбергском мемориале. В Геттисбергском колледже устраиваются лекции, проводятся конференции с участием видных ученых, специалистов по Гражданской войне.
В конце июня – начале июля традиционно проводятся дни «живой истории». Разбивается лагерная стоянка, где представлен военный быт времен Гражданской войны; есть даже медицинская палатка со всем оборудованием того времени. Затем идет инсценировка (reenactment) сражения по дням, с соблюдением всех деталей сражения. Туристы могут свободно передвигаться по военному лагерю, беседовать с актерами «живой истории», фотографироваться с ними, хотя во время «сражения» соблюдаются меры безопасности.
С утра происходит открытие лагеря, затем он начинает «жить» повседневной военной жизнью, проводятся военные учения пехоты и конницы, учебные стрельбы артиллерии. Когда же начинается «представление» сражения, то впечатление такое, будто ты сам там присутствуешь. В инсценировании событий сражения участвуют как профессиональные актеры, так и любители, причем некоторые из них были участниками съемок знаменитого кинофильма «Геттисберг». Конечно, все это имеет огромное значение для поддержания интереса к истории даже у людей, совершенно далеких от нее. Желающие могут и сами принять участие в «живой истории». «Flanigan’s Costume Corner» или «The Regimental Quartermaster» предоставляют напрокат гражданскую и военную одежду периода Гражданской войны, как северян, так и южан – униформу, ружья, сабли, штыки, кожаную амуницию, обувь и т.д.
Но вся эта столь интересная и необходимая туристам информация отходит на второй план, когда оказываешься непосредственно на огромном поле мемориала. Оно действительно необозримо, вдали расстилаются голубые отроги невысоких гор. Взгляд задерживается на многочисленных памятниках и монументах, орудийных стволах… На этом поле, одни с яростью и ожесточением в течение трех дней сражались и умирали за то, чтобы «единым и нераздельным навсегда» оставался Союз штатов, другие с не меньшим мужеством и стойкостью за то, чтобы уничтожить это единство.
На Геттисбергском поле А. Линкольн прочитал свою самую известную речь. Теперь туристы с любопытством взирают на его скромный бюст, установленный на братском кладбище, где на многих могилах горькая надпись: «неизвестен». На этом поле невольно обращаешься к роли и месту в истории 16-го президента США. Геттисбергская речь А. Линкольна насчитывает едва ли десяток строк (всего 272 слова), произнесенных менее чем за пять минут, и в тоже время преисполнена глубинным смыслом. Она является одним из самых блестящих его выступлений.
Шел 1863 год. Гражданская война еще далеко не закончена, победа Союза ни в коей мере не обеспечена. Линкольна пригласили в Геттисберг сказать несколько слов на освящении кладбища, где были похоронены погибшие в войне за Союз. Президент покинул Вашингтон в полдень 18 ноября и вечером того же дня прибыл в Геттисберг. На следующее утро в 10 часов он возглавил процессию, шедшую на кладбище, и вскоре после этого произнес слова, которые отзываются в веках. Он говорил всего три минуты.
Он начал со слов, напомнившим всем собравшимся о великих идеалах Войны за независимость, что в ее результате возникла «новая нация, зачатая в свободе и утвердившаяся во мнении, что все люди созданы равными». Он продолжал свою речь, говоря о том, что во имя увековечения этого люди умирали на полях сражений. Он говорил о бессмертии подвига, погибших за высокие идеалы, и о долге живых, который состоит в том, чтобы продолжить дело павших. «Сейчас, в дни великой Гражданской войны, – сказал, обращаясь к собравшимся на Геттисбергском поле слушателям, Авраам Линкольн, – испытывается жизненная стойкость нашего народа, как и всякого другого народа, взращенного в том же духе и преданного тем же идеалам. Мы собрались на поле, где происходило одно из крупнейших сражений этой войны. Мы пришли сюда, чтобы торжественно освятить часть поля, ставшую местом последнего успокоения тех, кто отдал свою жизнь ради жизни нашего народа. Вне всякого сомнения, этим мы исполняем наш долг. Но мы не в состоянии, если посмотреть на вещи более широко, ни освятить, ни прославить эту землю, ни сделать ее достойной поклонения. Освятили ее те отважные люди – живые и мертвые, – которые сражались здесь, и не в наших слабых силах превознести или умалить величие содеянного ими. Вряд ли мир придаст особое значение словам, сказанным нами сегодня. Довольно скоро они будут забыты, но дела этих людей навсегда останутся в памяти людской. Не они, а мы, живые, нуждаемся в посвящении – нам следует всецело посвятить себя завершению того дела, которое столь доблестно начали сражавшиеся здесь».
Мы можем верить в искренность того, что говорилось Линкольном в этот день, потому что от него, как главы государства зависела судьба страны, он взвалил на свои плечи гигантскую ответственность. И как капитан, по образному сравнению Уолта Уитмена, привел вверенный ему корабль с драгоценным грузом в мирную гавань. Он заплатил своей жизнью и своей кровью за те высокие идеалы, ради которых американская нация приносила огромные жертвы. 9 апреля 1865 года в г. Аппоматтоксе (Виргиния) Роберт Ли подписал акт о капитуляции армии конфедератов. Спустя 5 дней, 14 апреля Авраам Линкольн был убит во время театрального представления в театре Форда.
В чем же все-таки состоит великая правда, добытая в гражданской войне 1861-1865 гг.: в примирении, забвении и прощении, а может быть в том, чтобы подобное не повторилось? По всей видимости, благополучие и единство страны стоят тех жертв, что были принесены, и сами эти жертвы были не напрасны. Не забвение, а память о павших, осознание величия их подвига – вот, что является долгом живущих. А еще в свою очередь в выполнении долга перед страной, в сохранении ее могущества, процветания и свободы. Именно это передают прекрасные в своей простоте строки Геттисбергской речи Линкольна: «Нам следует посвятить себя выполнению величественной задачи, стоящей перед нами, – воздавая дань памяти и уважения павшим, вдохновленные их примером, мы должны исполниться высокой преданности тому делу, которому они оставались верны до конца и пожертвовали всем, чем могли; все мы, собравшиеся здесь, должны проникнуться твердой убежденностью в том, что эти люди погибли здесь не напрасно; что наш народ по воле Бога еще узрит новое рождение свободы; что правительство из народа, волей народа и ради народа никогда не погибнет».
Разумеется, заключительные слова Линкольна в тот давний ноябрьский день были адресованы, прежде всего, его поколению американцев. Но они взывают и к следующим поколениям, а, в конечном счете, к чаяниям всего человечества.
Многое приходит на ум и вспоминается на Геттисбергском поле, но, по всей видимости, никакие слова не способны передать бессмертие и величие подвига тех, кто пал во имя своей страны. Будь то на полях сражений гражданской войны Севера и Юга, или на многочисленных ратных полях России.