Несказочная история про братьев Гримм, Ганновер и Геттинген

Как-то так получалось, что город Ганновер достаточно долго существовал в моих впечатлениях исключительно в ипостаси вокзала (и автовокзала). А все из-за того, что в Германии относительно немного прямых железнодорожных путей и изрядная часть дорог от Берлина к западу и северо-западу требует пересаживаться в Ганновере (к международным автобусам это, кстати, тоже относится).

Короче, через несколько лет мне такая ситуация надоела и я специально поехал гулять по Ганноверу как по самому по себе городу.

В ходе прогулки выяснилось, что в Ганновере есть симпатичная набережная реки Име (Ihme), с мостом, к которому прилагается порого-водопадик, старая ратуша со ступенчатой готической стеной и новая, сквозь колонны у входа в которую насквозь полупросочились львы — в парке с озером, здание университета, перед которым в позе памятника стоит медная лошадь без всадника — но не потому, что она его сбросила, а потому, что она — герб Нижней Саксонии.

Но гораздо более необычна и потому любопытна и занимательна была встреченная на улице вот такая скульптурная группа:

Стоит она там не просто так, а по поводу: в 1837 году, свежевзошедший на престол король Ганновера Эрнст Август поспешил начать свое правление с того, что отменил буквально за 4 года до того принятую конституцию королевства. Это возмутило профессора юриспруденции  Гёттингенского университета Фридриха Кристофа Дальманна, который и попытался организовать письменный протест от имени университетского сообщества. Протестующее сообщество оказалось немногочисленным — под публикацией стояли семь подписей профессоров: юрист Фридрих Кристоф Дальман, историк Георг Готфрид Герминус, филологи братья Якоб и Вильгельм Гримм, физик Вильгельм Вебер, юрист Вильгельм Эдуард Албрехт, ориенталист Генрихом Эвальд. Они и получили название «Гёттингенской семерки» (Göttinger Sieben), им и поставлен памятник.

Композиция его, собственно, и отражает то, что произошло дальше. Король (он за заднем плане, единственный на лошади), возмутился, пользующийся юридической автономией университет поспешил уволить неблагонадеженных профессоров, которые в качестве членов университета не могли быть привлечены к королевском суду, а в уволенном виде — могли, что и  состоялось. В результате троих (Дальманна, Гервинуса и Якоба Гримма) присудили к высылке из Ганноверского королевства (вот они как раз и изображены вышедшими за ворота — Гримм в центре у ворот, рядом с ним Дальманн, впереди, с книгой — Гервинус). Уехали из Гёттингена в другие университеты все семеро.

В компании братьев Гримм: статуя Вильгельма — лицом, Якоба — со спины.

Ну а в самом Геттингене, до которого, кстати, ехать из Берлина тоже в большинстве случаем следует с пересадкой в Ганновере, и сейчас, бродя по улицам старого города, можно видеть те же дома, мимо которых ходили и братья Гримм и другие пять членов Гёттингенской семерки:

И кстати, об еще одном участнике этой группы — физике Вильгельме Вебере — и о памятниках ему — как раз на окраине старого Гёттингена, за бывшей городской стеной стоит памятник Веберу, изображенному вместе со своим коллегой и соавтором по научным работам, Гауссом. А вот на фото ниже, слева, ганноверское изображение Вебера, где он рядом с ориенталистом Генрихом Эвальдом, слегка позади него.