Город братской любви – Филадельфия. По следам Уильяма Пенна

«Тому, кто живет ради жизни в веках, смерть не страшна».

У. Пенн

На карте США есть необычное название «Филадельфия» – город братской любви. Жители любовно называют ее «Фила», а символом города стал смешной человечек – «Филлис», готовый всех принять в свои объятья. Филадельфия – один из старейших городов США, шестой по величине населения, в нем живет более 1,5 млн. человек. Практически каждый американец считает обязательным для себя побывать в Филадельфии хотя бы потому, что именно здесь была провозглашена американская независимость 4 июля 1776 года.

Мое любопытство историка приводило меня не один раз в этот город, и именно в молитвенном доме квакеров я впервые услышала подробную историю жизни Уильяма Пенна. Мне захотелось, чтобы и другие узнали побольше об этом человеке, с которым встречался и беседовал Петр I, и я написала о нем статью, которая была опубликована в сборнике «Метаморфозы истории» в 2002 году.

Действительно, у Филадельфии и ее основателя, – удивительная история. Не случайно один из блестящих писателей XIX столетия Джордж Липпард (1822–1854) назвал ее городом квакеров в одном из своих романов, а также сделал это название заголовком своей газеты. Основание Филадельфии тесно связано с личностью видного политического и религиозного деятеля Уильяма Пенна (1644-1718) и протестантской сектой квакеров, возникшей в разгар Английской буржуазной революции. Основателем секты Общества друзей, как называли себя квакеры, был сын ткача, ремесленник Джордж Фокс (1624-1691), который выработал свои представления о «правильной вере». Он считал, что бог обитает не в небесах и не в рукотворных храмах, а душе каждого человека, проявляя себя как внутренний свет добра и любви ко всему живому. И в годы протектората Кромвеля и в период Реставрации квакеров преследовали. Только принятый в 1689 году «Акт о веротерпимости» легализовал их деятельность.

Уильям Пенн, основатель Филадельфии и владелец Пенсильвании (название которой переводится как «Лесная страна Пенна»), стал приверженцем этого вероучения и сыграл важную роль в ранней американской истории. Уильям Пенн был старшим из трех сыновей адмирала английского флота У. Пенна и его жены датчанки Маргарет Джаспер. Его отец был активным участником Английской буржуазной революции XVII века и сподвижником Кромвеля. После смерти протектора он сблизился со Стюартами, находившимися в Голландии, и явился одним из активных участников Реставрации. Его старший сын, тоже Уильям, родился 16 октября 1644 года. Детские годы будущего основателя Пенсильвании прошли в Лондоне, в Эссексе и в графстве Корк, в Ирландии, образование он получал у домашних учителей, а затем в Оксфорде, в Крист-Черч колледже. Именно в это время У. Пенн попал под влияние Томаса Ло, квакерского проповедника из Ирландии. Ему пришлось оставить колледж из-за его новых религиозных взглядов, так как он отказался исполнять требуемые обряды англиканской церкви. Отец отправляет его в Париж, где он был представлен ко двору “короля-солнце” Людовика XIV, но Пенна не увлекает придворная жизнь. Он решает продолжить свое образование в протестантском гугенотском колледже в Соммюре, совершенствуя свои познания в церковной истории, теологии, древних языках. Затем путешествует по Франции, Германии и Италии. По возвращении в Англию он изучает право в Линкольн-инн в Лондоне.

В 1667 году он вступает в Общество друзей. В следующем году он становится квакерским проповедником и пишет первую из своих работ – «Возвышающая истина». Литературное наследство У. Пенна достаточно велико – 157 произведений. Наибольшую известность ему принесли афоризмы, собранные в книге «Некоторые плоды одиночества», где он предвосхищает религиозные и житейские правила «Бедного Ричарда» Бенджамина Франклина. «Думай не о словах, а о сути, и главное – стремись быть простым и понятным; высшее красноречие – в простоте, а краткая речь – лучшая речь», – так наставлял Пенн будущих ораторов. За свои взгляды он преследовался в Англии, и не раз подвергался тюремному заключению. Он обращает свои взоры к Америке как стране, обещающей религиозную свободу и новую жизнь для всех преследуемых в Старом Свете. Благодаря заслугам своего отца и собственным военным успехам в англо-голландских войнах, что было до его окончательного обращения в квакерство, он стал другом брата короля, герцога Йоркского и оказался в милости у короля Карла II.

Английский король Карл II, будучи должником его отца, выступавшего кредитором Стюартов, в погашение долга (16 тыс. фунтов стерлингов) предложил ему земли (47 млн. акров) между Мэрилендом и Нью-Джерси. Согласие между наследником и короной было достигнуто, и в 1681 году Карл II официально пожаловал Уильяму Пенну провинцию Пенсильванию. Эта территория была по размерам больше Ирландии. В намерения Пенна входило основать колонию для всех изгнанников из Европы, страдающих от нищеты и религиозных преследований, представителей любых сект из Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса, Германии, Голландии, Франции и Швейцарии. Он пишет, что хотел бы «добиваться превращения новой колонии в пример сосуществования людей разных наций, которые бы жили в общем доме, и это был бы священный эксперимент».

31 августа 1682 года Уильям Пенн отплывает от берегов Англии на корабле с пророческим названием «Добро пожаловать». 28 октября этого же года он высаживается в Ньюкасле (Пенсильвания), и вступает во владение своей новой территорией. Его великая идея состоит в том, чтобы основать «свободное и добродетельное» государство, в котором «народ управлял бы сам». В его планы входит посещение квакеров в Делавэре и Нью-Джерси, установление мирных отношений с индейцами, улаживание территориальных споров с лордом Балтимором, владельцем Мэриленда, и поиски места для столицы колонии.

У. Пенн выбирает место для будущей столицы колонии – Филадельфии – при слиянии рек Скайкил и Делавэр. Он планирует выделить под застройку 10 тысяч акров, но первоначально ограничивается 1200 акрами. По его мнению, это должен быть очень зеленый город, имеющий четкую планировку, дома-усадьбы, набережные, общественный сквер. В скором времени Филадельфия превращается в один из самых крупных городов колониальной Америки. В ней имеются пристань, гостиница, биржа, почта, школа и типография. Ведется большое строительство каменных домов с балконами, портиками и черепичными крышами. И сейчас центр города во многом сохраняет облик, задуманный его основателем. Район носит название «старый город». На самом деле эти места древнее нынешнего центра Филадельфии, ведь Уильям Пенн высадился именно здесь на берегу реки Делавэр, ограничивающую нынешний город с востока.

Сам Пенн в характерной круглой квакерской шляпе спокойно взирает на город с высоты шпиля ратуши. Одиннадцатиметровый памятник основателю города – самой большой в мире из тех, что находятся на вершине зданий. Под шляпой Пенна могут уместиться несколько школьных автобусов. Вес статуи 27 тонн. В руках Пенн держит текст Хартии свобод. Здание ратуши, или Сити-холла было спроектировано шотландским архитектором Джоном Маккартуром в стиле «Второй империи». Разумеется, филадельфийцы решили побить все мировые рекорды, возвести самое высокое здание в мире с самыми огромными часами. Это 167-метровое здание, построенное в 1901 году, действительно до 1908 года было самым высоким в мире. Строили  его 38 лет. Стоимость составила 24 миллиона долларов. Огромные часы на всех сторонах ратуши были установлены еще в 1899 году. Звание самой высокой ратуша потеряла, а вот по размеру циферблата часов действительно превзошла даже лондонский Биг Бен – 8 метров в диаметре при 4,5-метровой минутной стрелке. Над этими часами возведены бронзовые орлы, у каждого из которых размах крыльев почти четыре метра. А на каждом углу башни установлены восьмиметровые статуи, посвященные американским индейцам и первым колонистам, созданные известным скульптором Александром Мильном Кальдером (1846–1923), сын и внук которого также прославились как скульпторы, работавшие в Филаедльфии.

Ратуша стоит прямо посреди Центральной площади города и является одной из главных его достопримечательностей. До 1984 года она оставалась самым высоким зданием в городе. В городе существовало негласное  «джентльменское соглашение», по которому здание выше Сити-холла строить не рекомендовалось. Однако в 1987 году это правило было нарушено с постройкой двух небоскребов Либерти-плейс. Существует легенда, что как только это случилось, на Филадельфию пало проклятие ее основателя. «Проклятие Пенна» заключалось в том, что ни одна городская команда ни в одном из профессиональных видов спорта не занимала первые места. «Проклятие» было «снято» после того, как на вершину Комкаст-центр, самого высокого здания в Филадельфии, была поднята 4-дюймовая копия статуи Пенна. В 2008 году бейсбольный клуб Филадельфии  «Филлис» все-таки победил в чемпионате. Легенда получила такую широкую известность в Филадельфии, что о ней был снят фильм с аналогичным названием. Подняться на вершину ратуши может любой желающий, в здании имеется лифт. Только теперь глядя вниз, прежде всего, обращаешь внимание на небоскребы, неотъемлемую часть любого города современной Америки.

В молитвенном доме Общества друзей (квакеров) в Филадельфии хранится уникальный экспонат – вампум (красочно расшитый индейскими женщинами пояс), который символизирует дружественные отношения с индейцами, которые были установлены благодаря договору, заключенному У. Пенном с индейцами-ирокезами. Это исторический факт был воспроизведен филадельфийским художником Ж. Феррисом (1863-1930).

Уильямом Пенном была дарована жителям Пенсильвании  «Хартия свобод». Она предоставляла им право свободных и честных выборов, гласное судопроизводство и суд присяжных, профессиональное обучение детей с 12 лет. Хартия предоставляла полную свободу вероисповедания, которая строго соблюдалась: «Каждый человек свободен исповедовать какую ему угодно веру, только бы это не нарушало общего спокойствия». В области социальных мероприятий квакеры ограничились запретом питейных заведений, скачек, петушиных боев, игры в кости и карты, театра. Были приняты законы об обязательном  школьном образовании детей, обучении их ремеслу и призрении бедняков.

50 лет спустя, в 1751 году, ассамблея Пенсильвании приняла решение отлить Колокол в ознаменование «Хартии свобод» У. Пенна. Именно этот колокол теперь все прочно связывают с Декларацией и независимости и именуют не иначе как «Колоколом Американской Свободы». У. Пенн мечтал также о том, чтобы отменить рабство,  но эта идея в то время не встретила поддержки среди состоятельных колонистов. Вольтер в «Философских письмах» (1754) заявлял, что Пенн принес на землю Золотой век, считавшийся до того выдумкой поэтов, но теперь реально существующий на земле Пенсильвании. Известный французский просветитель аббат Рейналь в «Философской истории обеих Индий» противопоставлял гуманное и разумное развитие «Республики Пенсильвания» зверствам испанских, португальских и других европейских колонизаторов, которые они совершали во время колониальных захватов.

С восьмидесятых годов XVII века, практически с момента вручения английским королем прав на американские земли Уильяму Пенну, между Пенсильванией и Мэрилендом тянулся спор о границе их территорий. Только в 1763-1767 годах английские астрономы и землемеры Чарльз Мэйсон и Иеремия Диксон провели необходимые измерения и обозначили на местности границу между двумя колониями. Эта граница, являющая частью границ между современными штатами Пенсильвания, Мэриленд, Делавэр и Западная Виргиния, получила название «Линия Мэйсона – Диксона». Позднее, в XIX веке она символизировала границу между Севером и Югом США, между рабовладельческими и свободными штатами.

На протяжении почти всего колониального периода Пенсильвания оставалась квакерской колонией. В ней осуществлялась попытка реализовать в Америке идеалы общественного устройства, содержащиеся в учении основателя Общества друзей Дж. Фокса: веротерпимость, защита прав личности и политическое равенство. Пенсильвания оказалась самой многонациональной колонией США, и религиозная терпимость играла в этом не последнюю роль, определяя более свободный и демократический характер социальной жизни поселенцев. Целый пригород, называемый Джермантаун,  до сих пор населен преимущественно немцами, а в самой Пенсильвании можно встретить представителей самых разных христианских деноминаций.

Именно поэтому Уильям Пенн – самая значительная историческая фигура современной Филадельфии. А историки разработали целый маршрут, который называется «По следам У. Пенна», он позволяет туристу посетить все те места, которые сохраняют память об основателе города. Прежде всего, побывать в Митинг-хаузе квакеров, где можно прослушать целую лекцию о жизни и деятельности Уильяма Пенна. Здесь у входа находится статуя  Мэри Барретт Дайер – квакерши, приговоренной к повешению и казненной в Бостоне в 1660 году на основании религиозных убеждений. Иногда ее называют последней мученицей Северной Америки.

А недалеко от реки Делавэр находится площадь Уильяма Пенна, особенно красивая при ночном освещении. Ульям Пенн прожил долгую и сложную жизнь, но всегда он учил добру, справедливости и любви, которая должна жить в сердцах людей: «Любовь всегда судит о людях с хорошей стороны, она удалена от злых умыслов, коварства и клеветы. Она извиняет слабости и старается укрепить человека в его силах. Она старается сделать добро каждому, всем прощает и всем служит. Она никогда не отказывается дать доброе наставление и всегда готова помочь примирить несогласие, охотнее претерпевает, нежели мстит, далека от присвоения чужого. Она всегда свободна и усердна к добру, постоянно удаляясь от зла».

Филадельфия – действительно удивительный город, притягивающий к себе, раскрывающий свои секреты постепенно самым вдумчивым и любознательным своим посетителям.