На арену!

Мир стал ареной, залитою солнцем, 
Палестрою для Олимпийских игр 
Под куполом из черного эфира, 
Опертым на Атлантово плечо.

Максимилиан Волошин

Раз уж в прошлой заметке я помянул Аристофана и руины афиского театра у склона Акрополя, где его пьесы и ставились, то далее — продолжение как раз в архитектурно-театральную сторону, ну то есть не только (и, строго говоря, вообще не) про театры, а про прочие античные сооружения.

И, чтоб сразу далеко не ходить — про гораздо большее и гораздо лучше сохранившееся общественное заведение у стен Акрополя — Одеон Герода Аттического, или же Герода Аттика (вот, кстати, забавно, что принятая русская транскрипция имени этого политика и просветителя - Герод, хотя его тезку-царя именуют Иродом, хотя на лaтыни они оба — Herod):

То, что имя — латинское, а речь идет о Греции — неспроста — общественное  это заведение времен (161 года, если быть точнее), когда Афины были уже давно частью Римской империи. Да и прочие, о которых речь пойдет далее — тоже. Впрочем, это пулачется в традиции моих заметок — они и начинались с констатации факта, что носит по Европе меня по окраинам античной империи, к Риму не приближаясь. И еще о: вот приводил я иллюстрацию к стихотворению Гумилева про мореплавателя Павсания, так вот тот-то самый Павсаний в «Описании Эллады» и писал про афинский Одеон, «который афинянин Герод выстроил в память своей покойной жены. По своей величине и по своей отделке и совершенству стиля он превосходит все остальные«.

Кстати, на всякий случай — не надо путать одеон с театром: театр — это заведение, где ставят пьесы, а одеон предназначен для концертов (и, кстати, используется по назначению и сейчас) и выступлений риторов.

А другой римские одеоны тоже вполне благополучно в нынешней Греции стоит, например, на острове Кос, тоже построенный во 2 веке н.э.:

А чтобы посмотреть на именно древнегреческий одеон (эллинистического периода, 3-2 вв до н.э), следует перебраться с Коса на другой остров из Додеканезского архипелага — Родос:

И, помимо ораторско-художественного места, тут же рядом еще и стадион тех же лет:

Ну если у греков — стадион, то римляне наблюдали зрелища еще и в амфитетрах — и один из крупнейших сохранившихся со всемен императоров Веспасиана и сына его Тита — в ныне хорватской Пуле (а тогда, когда он был построен для гладиаторских боев при Веспасиане - Colonia Pietas Iulia Pola Pollentia Herculanea):

Впрочем, не только они в южноевропеских местах есть. Если в Париже идти по улице Монж (rue Monge) между станциями метро Cardinal Lemoine и Place Monge и свернуть в арку дома №49, то вместо попдания в подворотню оказываешься на древнеримской арене — арене Лютеции, где в I-III вв. н.э. 17000 зрителей наблюдали гладиаторские бои, в 577 г. при франском короле Хильперике — спектакли, а сейчас гуляют местные жители и туристы (за что особое спасибо Виктору Гюго, поднявшего в 1883 году грандиозный скандал против планов сноса античной достопримечательности для строительства омнибусного парка):