Техно-, ихтио- и медузокентавры

Обычные кентавры — существа достаточно распространенные, общеизвестные и потому сейчас речь пойдет о более экзотических разновидностях, изображения которых, впрочем, проще встретить не в их родных греко-римских местах, а там, где они сейчас оказались, то есть в западноевропейских музеях и их окрестностях.

 

Хотя начать все же стоит с кентавра обычной, в принципе, формы, но нетривиального телосложения (в том числе хвосто-сложения — вот щетки из конского волоса — это бывает, а вот как вам хвост из щетки (и прочих запчастей)?), практически, технокентавра:

Странноватое сие творение создано скульптором  Сезаром Бальдаччини — кстати, тем самым человеком, в честь которого названа самая известная французская кинопремия — «Сезар».

Но перейдем от современной скульптуры (а вышепомянутый кентавр был поставлен на перекрестке Алого креста (la Croix-Rouge) в 1985 (и посвящен памяти Пикассо) к скульптуре классической, античной.

Вот в Лувре можно углядеть существо, объединяющее не просто человека с лошадью, а еще и с примкнувшей к ним рыбой — ихтиокентавра (Ἰχθυοκένταυροι):

P1010424

Изваян из мрамора в I или II в. н.э., найден в Риме, работает перевозчиком — возит Силена.

А более современное (1824, по проекту Карла Фридриха Шинкеля), зато и более целое изображение, можно посмотреть в Берлине — в ограде Дворцового моста (Schloßbrücke), служащего продолжением Унтер ден Линден.

IMG_2086

Но вернемся в Лувр — ибо там, в древнегреческом зале можно увидеть совершенно необычную вещь — беотийскую вазу 670-х годов до н.э.. То есть сюжет-то достаточно распространен — Персей отрубает голову Медузе Горгоне, но она-то — кентавровидная!

Кстати, о таком типе изображений Медузы Горгоны, встречающемуся крайне редко (и только в архаическом периоде) можно почитать в работах сэра Джона Бордмана — одного из наиболее заслуженных современных специалистов в области античного искусства. Если не вдаваться в культурно-историко-географические подробности, а оставаться в рамках мифов, то, как известно (из «Метаморфоз» Овидия, например), сыном Медуза Горгоны был крылатый конь Пегас — следствие ее изнасилования Посейдоном. А бог морей — не просто покровитель лошадей, но и сам мог превращаться в жеребца (и, к примеру, чудесный конь Арион — сын его в таком облике от Деметры, превратившейся в кобылу). Так что представление Медузы как полуженщины-полулошади может быть связано с техническими особенностями весьма нетривиальной половой жизни греческих богов и сверхъестественных существ.