Коперник и муза
Здешняя кафедральная церковь есть величественное готическое здание, и башня ее почитается за самую высочайшую пирамиду в Европе. Вошедши во внутренность сего огромного храма, в котором никогда ясного света не бывает, нельзя не почувствовать благоговения.
Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
Речь в цитате, вынесенной в эпиграф, идет о Страсбургском соборе, Нотр-Дам де Страсбург.
Так вот, ежели зайти в него, то «во внутренности сего огромного храма» можно обнаружить не только более-менее общевстречающееся церковное убранство, но и гораздо более нетривиальную вещь — астрономические часы:
Это кстати, уже третьи астрономические часы в соборе, механизм которых был начат собираться в 1838 году местным часовщиком Жаном-Батистом Швилиге (Jean-Baptiste Schwilgué) и запущен в 1843 году, заменив тот, который стоял тут с 1574 года и сломался примерно как раз за год визита Карамзина.
А вот художественное оформление часов с варианта XVI века изменилось мало, и оно содержит интересный факт — именно в Страсбургском соборе, на колонне рядом с часами, был помещен в начале 1570-х годах старейший портрет Николая Коперника, кисти швейцарского художника Тобиаса Штиммера (Tobias Stimmer). И, кстати, надпись на картине гласит «NICOLAI COPERNICI VERA EFIGIES EX IPSVIS AUTOGRAPHO DEPICTA», то есть «Наиболее точное подобие Николая Коперника на основе его собственноручного автопортрета». Так что это еще и наиболее надежное изображение внешности великого астронома (и, между прочим, не только астронома — Коперник на картине держит в руке ландыш, что символизирует его прижизненную известность как выдающегося врача).
Согласно запискам швейцарско-французского математика, астронома и часовщика Конрада Дасиподия (Conrad Dasypodius), профессора Страсбургского университета, который и создал астрономические часы, он специально просил сына одного из друзей Коперника предоставить для изготовления живописной копии тот автопортрет, дабы почтить человека, схема Солнечной системы которого сделала возможным более точные и удобные расчеты конфигураций небесных тел, совершенно необходимых для отображения на астрономических часах. Так что часы в Страсбургском соборе — это еще и один из первых примеров практического применения коперникианской системы.
А вот картина над портретом Коперника (более поздняя) несколько парадоксальна именно в сочетании в сочетании с тем, что она висит в соборе — ибо если Николай Коперник — таки римско-католический каноник епископства Вармийского (и более того, в 1537 году — один из четырех кандидатов на выборах на должность тамошнего епископа), то над ним висит Урания, хоть конечно и муза астрономии — но таки сверхъестественное существо совершенно языческое. Но часы-то астрономические, так что и древнегреческая покровительница (с крыльями на коих начертано «геометрия» и «арифметика») науки, потребной для их создания, вполне там обосновалась.