Два бывших города
После того, как в 1920 году был принят «Закон о Большом Берлине» (Groß-Berlin-Gesetz) с территории провинции Бранденбург исчезло сразу несколько городов. То есть, ничего катастрофического — и дома и люди остались на прежнем месте — а вот административно это все стало одним городом — Берлином, выросшим по площади в 13 раз.
Но при этом в районах, унаследовавшие имена городов, по-прежнему можно найти и их собственные черты. Поэтому далее — о двух, на мой вкус, наиболее своеобразных (кстати, они были связаны историей еще в те времена, когда никакого Берлина вообще между ними не было — о чем тоже — далее).
Шпандау
В Шпандау имеет смысл ехать на метро. Нет, можно и на городской электричке — S-bahn’e — обе линии (U7 и S5, соответственно) заканчиваются одной станцией «Ратуша Шпандау» (Rathhaus Spandau). Но зато в метро можно убедиться, что и в Берлине бывают не только практичные и информативные, но и торжественно отделанные станции, главное — подальше из центра уехать:
А вот, кстати, по выходу на поверхность — и сама ратуша.
И станции метро — это одно из первых, но далеко не единственных отличительных черт бывшего отдельного от столицы города. А так как он был достаточно далеко от старой, небольшой по площади, столицы, да и войдя в ее состав — остался на очень отдаленной окраине, то не слишком пострадал ни от войн, ни от архитектурных перестроек. Так что в Шпандау сохранилась с XIV и городская крепостная стена.
В пределах стены самая старая, известная и живописная часть Старого города Шпандау — Кольк (Kolk, в переводе «омут») — часть города и одноименная лица в ней:
А главная достопримечательность этого бывшего города — Цитадель Шпандау — крепость, построенная в заливе реки Хафель во второй половине XVI века итальянским архитектором Франческо Кьярамелла де Гандино (Francesco Chiaramella de Gandino) и вполне целиком сохранившаяся.
По обе стороны входа в Цитадель:
Внутри цитадели обнаруживается еще одно любопытное сборище — целая толпа статуй. Они, кстати, как раз не местные, а натурально берлинские и были установлены в 1901 год в парке Тиргартен, вдоль аллеи Победы (Siegesallee), шедшей от площади перед Рейхстагом.
Персонажи — маркграфы и курфюрсты Бранденбурга, а также короли Пруссии с 1157 по 1888. Но простояли они там относительно недолго, превратившись в самые блуждающие статуи Берлина: в 30-е годы их переставили в Тиргартене на перпендикулярную аллею. Но сразу после войны на этой аллее был создан Мемориал павшим советским воинам, а статуи перенесли к дворцу Бельвю. Но и там они простояли недолго — в 1954 их, с мотивацией, что так они сохраннее будут, закопали в дворцовом парке. В 1978 году — выкопали и выставили в музее скульптур Lapidarium в районе Кройцберг. А в 2009 перенесли оттуда в Цитадель Шпандау, где они и стоят за загородкой сейчас у здания бывшего цейхгауза. Возможно, пока стоят, пред продолжением одиссеи.
Впрочем, одна из статуй обосновалась в Цитадели сразу в 1947 году (на фото выше — она слева, сама по себе), так как это — памятник первому маркграфу Бранденбургскому Альбрехту Медведю, отстроившему его укрепления как своей резиденции на границе марки.
Ну а кроме двора Цитадели, еще можно гулять по ее стенам — с пейзажной точки зрения.
Кёпеник
Наряду со Шпандау, Кёпеник (Köpenick) — старейшие населенные пункты в окрестностях Берлина, сущестование городской крепости на этом месте датируется еще серединой IX века (Берлин, напоминаю, получил права города только в 1244). И вот как раз владетели Шпандау, герцог Саксонский Альбрехт Медведь и князь славян-шпреванов Якса Копникский (Jaxa von Köpenick по-немецки, или же в более близком к оригиналу виде Jacza de Copnic; оригинальное славянское название города именно Copnic — «островная местность» — находится он как раз у слияния рек Шпрее и Даме), стали в 1157 году главными соперниками в борьбе за престол только что созданной Бранденбургской марки. В результате первым маркграфом стал Альбрехт Медведь, а город Кёпеник больше в глобальной политике не участвовал.
Зато он был тихим, мирным местом с живописными окрестностями. В середине XVI века тут был построен охотничий замок, а в 1682 году, на его месте — барочный дворец Кёпеник, место отдыха курфюрстов Бранденбургских, который можно посмотреть, а в парке отдохнуть и сейчас.
И центром этого места, ратушей (на крайнем правом фото выше), связана всегерманская известности Кёпеника, которую он получил в начале XX века, благодаря человеку прославившемуся как «Капитан из Кёпеника» (Hauptmann von Köpenick). По-настоящему звали его Вильгельмом Фойгтом и был он сапожником. Но в один прекрасный день 16 октября 1906 года, он, купив на барахолке мундир армейского капитана, направился в Кёпеник. По дороге он остановил военный патруль и, сообщив, что выполняет секретное поручение, приказал следовать за ним. Солдаты были прусские, т.е. сомневаться в словах человека, одетого в офицерскую форму и в мыслях не могли, потому последовали. Явившись в ратушу Кёпеника, Фойгт объявил, что у него «секретный приказ Его Величества» арестовать бургомистра и оберсекретаря городского совета и конфисковать городскую казну. Служащие ратуши были были прусские, т.е. сомневаться в словах человека, одетого в офицерскую форму и в мыслях не могли, потому последовали под арест (пригодились реквизированные с улицы солдаты), а Фойгт благополучно удалился со всей кассой города Кёпеника.
Впрочем, через 10 дней его арестовали, но история уже попала в прессу, и газеты всей страны от души издевались на прусской дисциплиной и преклоненением перед военной формой. Так что виновника происшествия уже через два года отсидки амнистировал лично Вильгельм II. И остаток жизни Вильгельм Фойгт прожил знаменистостью, получавшей доходы от продажи открыток и издания автобиографии.
Истрорию не забыли, в 1926 году Карл Цукмайер написал роман «Капитан из Кёпеника», который в 1931 году переделал в пьесу, комедию, имевшую успех на сцене, и неоднократно экранизированную — и эти фильмы до сих пор являются культовыми в Германии.
Так что теперь жители Кёпеника весьма гордятся тем, как их тогда ограбили и поставили памятник Капитану из Кёпеника у входа в ту самую ратушу.
А в самой ратуше, на которой висит еще и мемориальная доска в честь события, открыт музей Кёпеникиады, причем в той самой комнате, где в 1906 году находилась городская касса,.