Останься здесь, не езди в Виттенберг

I pray thee, stay with us. Go not to Wittenberg.

Shakespeare, «Hamlet»

В отличие от Гамлета, я не прислушался к просьбе Гертруды (впрочем, она не меня и просила). И, посетив в августе 2003 года в компании участников VII Международного симпозиума по ортогональным полиномам, специальным функциям и их приложениям Эльсинор, там не остался. А еще пять лет спустя съездил таки в Виттенберг.

Эльсинор

Собственно, главная достопримечательность Эльсинора (или, как он произносится по-датски, Хельсингёра (Helsingør)) — королевский замок Кронборг:

Построили его в нынешнем виде к 1584 году, так что Шекспир имел в виду именно то, на что можно посмотреть сейчас. Вот, например, плац замковой стражи, с которого, практически и начинается действие пьесы (на заднем плане, видимый через узкий пролив — уже берег Швеции; собственно, крепость тут и была построена, для пополнения датской казны путем взимания пошлины с проплывающих кораблей — ускользнуть в четырехкилометровой щели практически невозможно).

Вот примерно тут должен был гулять призрак отца Гамлета

Но, естественно, этот двор замка вполне соотвествует временам, когда пьеса была поставлена в Англии.

Однако, внутри более забавное наблюдение за местным восприятием этой достопримечательности. Конечно, датчане пользуются тем, что благодаря «Гамлету» замок стал местом литературного паломничества со всего мира. Но одновременно, явственно ощущается некая раздраженность тем, что сюда едут из-за литературного персонажа, а не за их собственной, датской, истории. И экскурсовод всячески пыталась рассказать, что Эльсинор вообще и замок Кронборг, в частности, интересен совсем другими событиями — но увы, талантом Шекспира она не обладала ни в коей мере — так что результат закономерен.

А, кстати, о Шекспире — была там в замке небольшая выставка костюмов, в которых играли Гамлета в разных театрах мира. И, в качестве ехидного сравнения, — одеяние из домотканной ткани и так себе выделанной кожи, типичное для сына датского конунга VII века, коим был исторический Амлет из «Деяний данов» Саксона  Грамматика (т.е., собственно, свитер Высоцкого — это гораздо больший сценический реализм, чем кружевная рубашка Лоуренса Ольвье).

И, кстати, еще о местных амлетовско-гамлетовских комплексах — в 1994 году датский режиссер Габриэль Аксель снял фильм «Принц Ютландии», крайне близко к тексту и с аутентично-историческими декорациями экранизировав именно Саксона Грамматика, а не Шекспира. Смотрится любопытно (впрочем, в главных ролях фильма играют не люди из самодеятельности, а киноактеры с ныне мировой известностью — Кристиан Бэйл, Хелен Миррен, Гэбриел Бирн, Энди Сёркис).

Виттенберг

Вот как раз именно в Виттенберг стоит ехать для того, чтобы увидеть старинный немецкий университетский город, практически в его неизменном виде и бродить по улицам, не обращая внимания на вид современных прохожих, а просто как по интерьеру «Фауста». Вот так, пройдя минут двадцать по полупустырю от железнодорожной станции, входишь в:

Слева — Коллегиенштрассе (Collegienstraße) — «улица Коллегий» университета, справа — Миттельштрассе (Mittelstraße), «Средняя улица»

Да и кстати о Фаусте — вот так идешь про средней улице Виттенберга, пялишься по стронам, читаешь многочисленные таблички на средневековых домах, в основном сообщающие, что тут в оное время жил кто-либо из профессоров университета, и среди них — вот:

Как так и надо — да, жил, да, тут, в этом доме, да реальный Иоганн Фауст, астролог и алхимик, да прототип того самого, только настоящий.

Но главные городские достопримечательности, конечно, в Виттенберге связаны не с Фаустом, а Мартином Лютером. И начинать их методично осматривать можно прямо  пройдя по Миттельштрассе до центральной площади города — Рынка (Markt).

Рыночная площадь с памятником Мартину Лютеру перед зданием ратуши (построенной как раз при жизни Лютера). Чуть далее — памятник Филиппу Меланхтону. Слева видна Городская церковь Св. Марии.

Так вот, пройдя между домами рынка — попадаешь к Городской церкви Св. Марии (Stadtkirche St. Marien), в ней проповедовал Мартин Лютер, ставший в 1512 году профессором Виттенбергского университета.

Кстати, по алтарю, написанному Лукасом Кранахом-Старшим (с некоторым участием его сына, Кранаха-Младшего), можно и наглядно изучать иллюстрированную историю того времени — так как на изображении можно найти и Лютера проповедующего (на нижней части), а среди слушателей — и самого Кранаха, и жену Мартина Лютера — Катарину фон Бора, и Лютера с Кранахом как моделей для героев Тайной вечери (центральная часть) и Филиппа Меланхтона (в сцене крещения — на левой панели) и первого лютеранского настоятеля этой церкви — Иоганна Бугенхагена.

Кстати, жил художник, столь активно изображавший своих друзей, тут же неподалеку — на углу все той же рыночной площади

И как раз с его дома начинается Замковая улица (Schlossstraße) ведущая, как нетрудно догадаться по названию к местному замку, принадлежавшему в конце XV-начале XVI веков курфюрсту Саксонии Фридриху III Мудрому, без которого всей этой истории и не было, ибо он во-первых и основал Виттенбергский университет, а во-вторых, благодаря именно покровительству Фридриха Мудрого Мартин Лютер и смог не только выжить после оглашения своих реформаторских идей, нои продолжать работать.

 

Ну и естественно, именно к замку примыкает Замковая церковь  Всех Святых (Schlosskirche Allerheiligen). Кстати, именно в ней в те времена проходили публичные защиты диссертаций выпускников Виттенбергского университета.

Но вошла  в мировую историю эта церковь в основном не тем, что было внутри, а тем, что случилось снаружи — ибо именно к ее дверям 31 октября 1517 года Мартин Лютер  и приколотил свои 95 тезисов.

Сейчас 95 тезисов Лютера никуда с дверей уже не денутся — к 375-й годовщине его рождения их отлили на бронзовых дверях.

Где происходили последствия этого — тоже можно увидеть: буквально рядом с Городской церковью Св. Марии находится Капелла Тела Христова (Fronleichnamskapelle), в которой 28 ноября 1518 года Лютер объявил о вызове на процесс по поводу ереси, а неподалеку от выхода из Старого города — памятных дуб, посаженный там, где он 10 декабря 1520 года сжег папскую буллу об отлучении.

Ну а если войти в город не по Средней улице, а по улице Коллегий, то прямо у бывшей городской стены можно обнаружить дом-музей Мартина Лютера.

Дом-музей Лютера в бывшем монастыре августинцев. Перед входом — памятник его жене, Катарине фон Бора.

А в следующих зданиях — собственно сам Виттенбергский университет:

Кстати, в самом крайнем доме жил самый знаменитый ректор Виттенбергского университета — уже неоднократно тут упоминавшийся Филипп Меланхтон, не только личный друг, ближайший соратник и продолжатель дела Лютера в Реформации церкки, но и человек,  полностью реформировавший вообще всю немецкую университетскую систему, за что и получивший прозвание „Praeceptor Germaniae“ (Учитель Германии).

Post scriptum: Галле

Знаменитый Виттенбергский университет был закрыт Наполеоном. Впрочем, после освобождения от французов, он был восстановлен, но уже не полностью — его слили с университетом расположенного относительно рядом города Галле. Так что теперь существует только Университет имени Мартина Лютера гг. Галле и Виттенберг (Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg).

Но имя Лютера этот конгломерат носит не только из-за витенбергской части — ибо, в ходе брожения по Галле на одной из улиц обнаружился дом, в котором Мартин Лютер жил и в этом городе: