Об использовании чертей для строительства

Забавно, но в немецком легендариуме Средневековья и Нового времени истории многих знаменитых соборов и их окрестностей самым непосредственным образом связаны с нечистой силой. Причем далеко не всегда она была помехой — хитроумные зодчие во многих случаях весьма эффективно употребляли строительные таланты местных чертей на пользу обществу.

Любек

Пожалуй, самый успешный пример употребления черта в строительстве — легендарная история Мариенкирхе в городе Любеке.

Дело было так: к строителям, возводившим храм, как-то подошел черт и, почему-то решив, что они строят кабак, предложил свою помощь. Те ни объяснять, что происходит, ни отказываться от подмоги не стали. Черт оказался весьма работящим, но очень ненаблюдательным и заметил, что построено что-то не то, что он собирался, уже когда строительство было окончено (а благодаря сверхъестестественному работнику, закончено оно было довольно быстро).

Схватив каменную балку, обиженная нечиcть хотела было начать ею все громить, но работники, время и силы которых были так сэкономлены, во-первых, искренне поблагодарили черта за помощь, а во-вторых предложили в благодарность таки построить винный погребок прямо тут же на площади. Черт бросил балку у стен собора (там ее до сих пор и показывают) и нашел предложение подходящим. Так и поступили (и, надо полагать, вместе и отметили успешное окончание строительства).

История эта, кстати, осталась не только в городском фолькоре столицы Ганзейского союза, но и вошла в литературу — есть у немецкого поэта XIX века  Теодора Шторма баллада «Строительство Мариенкирхе в Любеке» (Der Bau der Marienkirche zu Lübeck).

А в 1999 году в Любеке у стены Мариенкирхе поставили памятник полезному черту-строителю.

Сидя на легендарной балке, брошенной чертом, с памятником черту — строителю Мариенкирхе (черт — справа).

Регенсбург

В Регенсбурге тоже есть собор, готический собор Св. Петра, расположенный рядом с Дунаем, а через реку ведет другое украшение города — Каменный мост (Steinerne Brücke, построен в 1135-1146 гг). И есть про них легенда, в которой дело опять-таки не обошлось без черта.

Дело в том, что эта история утверждает, что строители собора и моста были учителем и учеником и крупно поспорили, кто же раньше завершит свое сооружение. А тот самый мостостроитель привлек весьма квалифицированную рабочую силу — то есть самолично черта, пообещав ему три первые души, которые пройдут по новостройке. В общем, ничего удивительного, что при такой подмоге основательный мост был закончен всего через 11 лет, а собор все еще строился (и строился он потом еще 300 лет).

Раздосадованный проигрышем соборостроитель бросился со стены на камни, а мостостроитель начал размышлять, как бы раcсчитаться со своим сверхъестественым наемным работником, тем паче, что по одному варианту традиция требовала, чтобы первым по мосту прошел тот, кто его возводил — а вот жертвовать своей душой в планы зодчего как-то совершенно не входило, а по другому — что процессию от собора к мосту должен был возглавлять  архиепископ (этом вариант приведен в классическом сборнике баварских легенд, собранном в середине XIX века Александром Шёпнером (Alexander Schöppner), и даже в поэтическом виде). Идея пожертвовать духовным лицом тоже строителю не приглянулась. В результате он устроил дело так, что на мост забежали курица, петух и собака, которых черт и побрал, хоть и без особого восторга — все же две куриные души, даже с добавкой собачьей — это, с точки зрения нечисти, не совсем равноценная замена души архиепископской.

Черт  в сердцах было попробовал развалить мост, но сам же его строил чертовски крепко и из затеи ничего не вышло. Так и стоит теперь в Регенсбурге удобный, широкий и красивый мост через Дунай до сих пор.

А посередине моста есть скульптура — так называемый «Человечек на мосту» (Bruckmandl) — ставший символом города. Его и ассоциируют с тем самым строителем моста, изображенным в процессе выглядывания подстроенной расплаты.