Филадельфия. Сокровища культуры

Знакомство с художественными достижениями Филадельфии стоит начать с бульвара Франклина. Живописный бульвар Бенджамина Франклина пересекает северо-западный сектор центра Филадельфии. Бульвар начинается у Сити-холла, огибает площадь Логана, названную так в честь видного городского общественного деятеля и заканчивается перед Музеем искусств Филадельфии.

Бульвар Франклина является культурным хребтом города и имеет протяженность полную американскую милю. Здесь расположены: Базилика св. Петра и Павла, Триумфальная арка, Публичная библиотека, фонтан Сван, Институт Франклина, Академия естественных наук, церковь мормонов, колледж искусств и дизайна, а также Музей Родена. На бульваре большое количество памятников и мемориалов, среди которых такие шедевры, как «Мыслитель» Родена, мемориал Шекспиру, а также памятник Идеальному скауту и Рокки (Сильвестр Сталлоне).

Бульвар был заложен в 1917 году и должен был разгрузить все возрастающее дорожное движение города. Архитектор бульвара, француз Жак Гребер, решил взять за основу парижские Елисейские поля. Поэтому бульвар Бенджамина Франклина часто называют «кусочком Парижа в Филадельфии».

Благодаря своему расположению и размерам бульвар стал основным местом проведения парадов и концертов.

Неспешно прогуливаясь по бульвару Франклина, можно разглядывать открывающиеся взгляду все новые и новые скульптуры, статуи, современные инсталляции. Разумеется, самое большое притяжение имеет фонтан Свана или Фонтан Трех Рек в центре Площади Логана с замечательной надписью: «Любовь». Фонтан является произведением искусства архитектора Уилсона Уэйра и скульптора Александра Стирлинга Кальдера. Молодая девушка, опирающаяся на лебедя символизирует ручей Виссахикон, зрелая женщина реку Скулкил, а фигура мужчины – реку Делавэр. Скульптурные лягушки и черепахи извергают воду на расстояние 15 метров, создавая затейливый узор, который дополняется центральной струей фонтана, бьющей в высоту на 6 метров. Так получилось, что в оформлении бульвара Франклина участвовали три поколения скульпторов семейства Кальдеров. Александр Мильн Калдер (1846-1923) оформлял декор на Сити-холл и изваял главную статую Уильяма Пенна,  его сын Александр Стирлинг Кальдер (1870-1945) создал скульптурную композицию фонтана Сван, а скульптуры возле музея искусств создавал внук Александр «Сэнди» Кальдер (1898-1976). Поэтому филадельфицы в шутку именуют бульвар Франклина  творением «Бога-отца, Бога-сына и Святого духа».

Разумеется, невозможно, пройти мимо, не заглянув по дороге в музей Родена. Этот художественный музей в Филадельфии содержит вторую по величине коллекцию работ скульптора Огюста Родена после музея в Париже.

Коллекция была собрана театральным магнатом Жюлем Мастбаумом (1872–1926) специально как дар городу Филадельфия. Всего за три года (1923-1926 гг.) Мастбаум собрал крупнейшую коллекцию работ Родена. Она включает скульптурные композиции, портреты, статуэтки, бронзовое литье, гипсовые заготовки, печать, письма и книги. В 1926 году Мастбаум заказал французским архитекторам Полю Крё и Жаку Греберу здание музея и сады. Музей открылся в 1929 году, уже после его смерти.

Коллекция музея включает 133 работы скульптора. Копия самой известной работы Родена, «Мыслителя» встречает посетителей у входа, представленного в вилле Пропилей. Первоначально Роден планировал, что это будет одна из ста фигур для «Врат ада», но так и не закончил их. Перед музеем разбит очаровательный небольшой парк с небольшим фонтаном и бассейном. Здание выстроено в греческом стиле. Вход в музей украшают роденовские «Врата ада». В музее представлены повторения многих знаменитых работ Родена: «Поцелуй» (1886), «Вечная весна» (1884), «Бронзовый век» (1875-1876) и «Граждане Кале».

После Музея Родена продолжается неспешная прогулка по бульвару Франклина. Здесь надолго привлекает внимание «Мемориал Шекспира». Скульптурная композиция была спроектирована и изготовлена в 1926 году скульптором Александром Стирлингом Кальдером. Творчество поэта отображено в двух противоположных символах его работ, комедии (Тачстоун) и трагедии (Гамлет). Надпись на пьедестале – известная фраза из комедии «Как вам это понравится»: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры».

Есть на бульваре Монумент, посвященный матросам времен Гражданской Войны США. Он был создан в 1921 году Германом Аткинсом Макнилом. Дальше имеется и монумент чернокожим участникам Гражданской войны.

Перед зданием художественного музея расположился величественный мемориал Джорджа Вашингтона. По легенде рассказывают, что он состоит из двух частей. Верхняя часть – это бюст первого президента Америки, а нижняя часть туловища и конь принадлежат немецкому королю Фридриху Великому.  Памятник был создан немецким скульптором Рудольфом Зимерингом. В 1900 году, когда в день рождения Джорджа Вашингтона, президент Вильям Маккинли посетил Филадельфию, в городе  не было ни одного памятника первому президенту. Поэтому быстро поменяли Фридриха на Джорджа… Конная статуя Вашингтона представлена в окружении коренных народов и животных Америки. Медведи, олени, лоси, кабаны на постаменте вокруг памятника – все славят Вашингтона и радуются жизни! Низ скульптурной композиции составляют три фонтана, украшенные скульптурными группами.

Художественный музей Филадельфии – один из крупнейших в США музеев изобразительного искусства. Помимо постоянных коллекций музей ежегодно демонстрирует 15-20 специализированных выставок. Некоторые из них, такие как выставки работ Пабло Пикассо, Сальвадора Дали или Поля Сезанна привлекают сотни тысяч посетителей.

Художественный музей Пенсильвании (такое название он носил до 1938 г.) был образован в связи с проведением в Филадельфии всемирной выставки 1876 года, приуроченной к столетию принятия Декларации независимости. Центром торжеств стал Мемориальный зал, переданный по окончании выставки под музейную экспозицию.

В 1919 г. по решению городских властей в квартале Фэрмаунт было начато строительство нового здания для музея в стиле неоклассицизма. Здание выглядит довольно помпезно с колоннами и скульптурами греческих богов, за что остроумные филадельфийцы окрестили его как «большой греческий гараж». В закладке здания музея и финансировании строительства активное участие принимали масоны. В 1928 г. новое здание приняло первых посетителей.

72 каменные ступени, ведущие к Музею искусств, называют «ступени Роки». Персонаж культового фильма с Сильвестром Сталлоне бегал по этим ступеням, тренируясь перед поединками. Роберт «Рокки» Бальбоа – вымышленный персонаж серии фильмов Роки, где главный герой во время своих боев выигрывает титул чемпиона мира по боксу в тяжелом весе дважды. Фильмы про Рокки настолько широко известны, что рядом с музеем поставили бронзовую статую, очень популярную у туристов.

С лестницы музея открывается великолепный вид на бульвар Франклина и центр Филадельфии.

В коллекции художественного музея насчитывается более 225 тысяч предметов, часть из которых выставляется более чем в 200 галереях. Собрание славится произведениями пенсильванских художников (в частности, Томаса Икинса) и шедеврами живописи XX века, среди которых: «Танец в Мулен-Руж» А. Тулуз-Лотрека, «Большие купальщицы» О. Ренуара, «Мягкая конструкция с вареными бобами» С. Дали, а также наиболее знаменитые произведения Марселя Дюшана.

Перед музеем расположен небольшой сквер Икинс Овал, названный в честь самого знаменитого филадельфийского художника. А позади музея начинается Фэрмонт-парк, в котором можно отдохнуть от иногда утомительного блуждания по музею, вспомнить и осмыслить те прекрасные шедевры, которыми так богат филадельфийский художественный музей. Этот парк – один из крупнейших городских парков в мире. На его территории расположен старейший в стране зоопарк,  основанный в 1874 году.

Можно было бы на этом закончить рассказ о художественных сокровищах Филадельфии, но в памяти навсегда сохранилось самое первое посещение музея в 1995 году. Это было в четверг – день бесплатного входа. И музей сразу же покорил своими коллекциями. Но, как оказалось, это была прелюдия к музейному вечеру, когда в здание прибыли лучшие певцы филадельфийской оперы. И расположившись прямо на ступеньках лестницы можно было наслаждаться их дивными голосами. Это было настолько завораживающе, что я совсем забыла о времени. Представление закончилось около 12 часов ночи. Я тогда не очень хорошо ориентировалась в Филадельфии, да еще в ночное время. Но прекрасно понимала, что мне нужен какой-нибудь автобус, который довез бы до станции метро, которое в Филадельфии называлось «Септа». Выйдя из музея я с огорчением увидела, как большинство посетителей садится в собственные автомобили и быстро разъезжается по домам. Такси тоже нигде не было видно. Однако, присмотревшись более внимательно, я увидела группу людей, как мне показалось, ожидавших автобус. Я направилась прямо к ним, и выяснила, что действительно, есть специальный автобусный маршрут для таких вечеров. Надо его только подождать. Американская семейная пара, с которыми я разговорилась, очень удивилась, узнав, что я из России. И тогда глава семьи с особой торжественностью сказал: «Я очень уважаю русских. Я воевал с фашистами в Европе  и встречался с русскими парнями на Эльбе» Это было так здорово! Я не могла сдержать своего волнения. Вот так запросто в ночной Филадельфии встретить героя войны! Мы разговорились, и оказалось, что и жену он нашел тогда в Европе (она была по национальности полька), и что он хорошо знает некоторые русские песни. С большим воодушевлением, к немалому удивлению других посетителей музея, мы спели негромко «Полюшко-поле». А затем мои новые друзья не только проехались со мной на автобусе, но и проводили до станции метро, дождавшись поезда. Было даже грустно расставаться с ними. Но все-таки это была светлая грусть…