Филадельфия. Прогулки по городу

Филадельфия – очень спокойный, тихий, приветливый город с ровными мощеными камнями улицами, прямоугольными кварталами, тенистыми аллеями и многочисленными парками. Если вернуться к ее истории, то Филадельфия была крупнейшим городом североамериканских колоний и являлась третьим по своему значению городом Британской империи после Лондона и Ливерпуля. Здесь выходили первый американский журнал (1741), первая ежедневная газета (1784), были основаны первый университет и первая больница (1751). Сейчас город – самый притягательный магнит для студентов, в Филадельфии находятся Университет Пенсильвании, Технологический институт Дрексела, Институт Франклина, Академия естественных наук – всего 88 университетов и колледжей.

Приезжающих по железной дороге встречает отреставрированный старинный вокзал. В Филадельфии располагалась штаб-квартира основанной в 1846 году железнодорожной компании Пенсильвания Рейлроуд. Компания эта владела обширной сетью железных дорог в северо-восточной части США. В годы своего наибольшего расцвета она контролировала около 16 тысяч км железных дорог, в ней работало там до 250 тысяч рабочих и служащих.

Центральная часть Филадельфии относительно невелика и даже в центре имеет правильную прямоугольную планировку улиц, что не позволяет в ней заблудиться даже незадачливому туристу. Это один из первых американских городов, построенных по единому плану – в последующем многие крупные города Америки строились аналогичным образом. Названия многих улиц довольно поэтичны: Вишневая, Черешневая, Яблоневая, Сосновая, Ореховая, Каштановая, Еловая… И это разительно отличает Филадельфию от Вашингтона, где в центре улицы нумеруются буквами алфавита и арабскими цифрами. Именно здесь, рядом с берегом полноводного Делавэра, вдали от шумного центра, находится аллея Элфорта – старейшая улица в США. Ее  сохранившиеся и обитаемые и поныне 30 домов построены в 1728-1836 годах.

Для меня, как историка, занимающегося XIX столетием, особенно приятной была прогулка по улицам, на которых жили когда-то люди, ставшие персонажами моих книг и статей. Вот улица – Валнут-стрит, здесь когда-то жил известный экономист Генри Кэрри, сын не менее известного книгоиздателя, у которого в гостях бывали многие именитые американцы. На Локуст-стрит одно время обитал знаменитый писатель Джордж Липпард, вынужденный вести скитальческую жизнь. Неподалеку был дом Эдагара А. По, с которым Липпард очень тесно дружил. На 7-й Северной улице есть музей Э. По, но довольно странный, так как внутри он начисто лишен каких-либо интерьеров, и посетитель видит лишь голые обшарпанные стены. Гид показывает комнату, где жил поэт и его жена, лишенную какой-либо обстановки. Возможно, что у поклонников творчества Эдгара По просто нет денег на реставрационные работы и реконструкцию дома. Зато возле дома можно видеть символическое изображение черного ворона из самой известной его поэмы. В подвале этого дома Эдгару пришлось пережить маленькую неприятность, из темноты на него высочил черный кот. Это событие послужило толчком к написанию рассказа-триллера, где героя преследует черный кот.

Неподалеку от здания Индепенденс-холл находится здание Второго национального банка США, которое напоминает драматическую историю борьбы президента Эндрю Джексона с президентом банка Николасом Биддлом, целью которой было, по словам президента: «Убить банк, иначе он убьет меня!» Сейчас в этом строгом здании классического греческого ордера расположился небольшой исторический музей, где можно увидеть портреты знаменитых американцев 18-19 столетий, так или иначе связанных с финансовой историей страны.

Не меньший интерес представляет здание Торговой биржи, построенное в 1840 году, и напоминающее о том, что Филадельфия была крупнейшим финансовым центром США, наряду с Нью-Йорком, на протяжении длительного времени. До сих пор в Филадельфии работает монетный двор, в котором тоже можно побывать на экскурсии и приобрести на память сувенир – юбилейную монету.

Погуляв по историческому центру, все равно вольно или невольно попадаешь на красивую набережную реки Делавэр. В пределах Филадельфии она имеет довольно полноводна, и по ней способны перемещаться современные океанские суда.

Противоположный берег, это уже другой штат – Нью-Джерси и город-спутник Филадельфии – Кэмдэн. Через Делавэр в черте города перекинуто несколько больших мостов. Самый красивый и близкий к центру – мост Бенджамина Франклина, возведенный в 1926 году. После постройки он некоторое время был самым длинным подвесным мостом в мире. Особенно великолепен «Бен-Франклин-бридж» в ночное время, когда конструкции моста переливаются разными цветами. Благодаря всегда полноводной реке, выходящей в Атлантический океан буквально в полутора сотнях километров от города, Филадельфия с первых дней своего появления стала крупным портом. Когда-то действующие портовые сооружения занимали всю городскую береговую линию. Сегодня действующие причалы находятся севернее и южнее города (там же находится и база военно-морского флота), а наиболее близкий к центру участок превращен в музей флота, где можно увидеть и старинные корабли и более современные, в том числе подводные лодки. Почти каждый корабль – музей, внутри которого можно побывать, было бы желание. Ну а дальше, на набережной расположены воинские мемориалы в память о Корейской войне и Войне во Вьетнаме, где сложили головы многие американские парни.

На набережной расположилось несколько мемориалов, напоминающих о такой странице американской истории, как массовая иммиграция из Европы. Самый большой из них – Ирландский мемориал, посвященный миллионам иммигрантов из этой страны, которых гостеприимно, или не очень, если хорошо знать историю 19 века, приняла Филадельфия. Мемориал удивляет отсутствием туристского информационного центра, обязательного магазина сувениров и экскурсионных туров. Составляющая приблизительно 90 метров в длину и 30 метров в ширину, скульптурная группа покоится на гранитном цоколе высотой 60 см. В ней множество бронзовых фигур (35) в натуральную величину, разделенных на группы. Задуманный как целостная композиция архитектором и скульптором Гленной Гудэкром, мемориал просто настаивает на его круговом осмотре. И вот по мере обхода этой скульптурной группы, видишь горе и отчаяние ирландцев у себя на родине, умирающих от голода в связи с неурожаем картофеля. По некоторым сведениям тогда, в 1846 году, погибло от голода более 1 миллиона ирландцев. Голод заставил их отправиться в далекую и негостеприимную тогда Америку. В композиции показано, как люди с надеждой вступают на американский берег. Для соблюдения политкорректности американец, стоящий на берегу, приветливо машет рукой вновь прибывшим. Мемориал был открыт в 1996 году, к 150-летней годовщине «Великого голода» в Ирландии.

Неподалеку можно видеть еще одну, но более оптимистичную скульптурную группу, изображающую шотландских иммигрантов.

Город и сейчас остается мультикультурным и многонациональным, и как во многих американских городах, значительную часть старого города занимает Чайнатаун – китайские кварталы с многочисленными лавочками  и кафе, не отличающимся особой чистотой

После всего вышеизложенного, может возникнуть впечатление, что Филадельфия живет исключительно историей. Но это не так – город весьма многогранен и старается идти в ногу со временем. Об этом весьма красноречиво свидетельствует Южная улица. Проходя параллельно главной улице города – Маркет-стрит, буквально в 500 метрах южнее нее, она напрочь меняет представление о Филадельфии, как о месте сосредоточения исключительно объектов истории США своим оживленным потоком прохожих многочисленными магазинчиками и небольшими ресторанчиками на любой вкус. В городе также процветает кулинария, и местные жители любят такие деликатесы, как сырные бифштексы, большие сэндвичи и горячие претцели с солью, а также чиз-кейки.

Южная улица долгие годы играла роль границы Филадельфии с юга, она появилась еще на самом первом плане города, нарисованном Уильямом Пенном. Улица не выделялась ничем особым до середины ХХ века, когда власти решили провести неподалеку от района скоростное шоссе, для которого был необходим снос большого количества зданий на Южной улице. Следуя законам рынка, цены на недвижимость в этом районе стали стремительно падать. Шоссе в итоге так и не построили, но в район хлынул поток молодежи, в основном богемного образа жизни. К 1970-м годам улица заполнилась клубами, дискотеками, ресторанами, галереями. Южная улица вскоре стала одной из главных туристических достопримечательностей города, и сюда хлынули туристы. Владельцы заведений быстро перестроились, и многие клубы превратились в сувенирные магазины, которые и сейчас занимают большинство домов на улице.

Центром города считается площадь вокруг Сити-Холла, или Ратуши – здания, где размещаются власти самой Филадельфии. Здесь же неподалеку еще одно свидетельство открытости города к современной архитектуре. На Либерти-плейс находятся самые высокие небоскребы Филадельфии. Самый высокий небоскреб был построен в 1985 году, в основе его облика – нью-йоркский Крайслер-билдинг, отчего его  часто называют «Сыном Крайслера». Но и его превзошли по высоте здания. Построенные уже в начале 21 века. Особенно выделяется «Пенсильвания Плаза» (высота – 297 метров), построенное в Филадельфии в 2008 году. Здание считается одним из лидеров среди всех американских сооружений по своей экологичности. Из-за практически не отражающих свет стекол до 70% света, необходимого для освещения, берется просто от солнца.