Мифы и реальность китайской повседневности. Часть вторая

В прошлом письме мы с вами говорили о первых пяти особенностях китайской жизни, которые были отмечены российскими студентами и представлены в виде забавных наглядных картинок с пояснениями.

Ну что же, пожалуй, продолжим. И на очереди у нас disney bounce house пункт шестой: «В китайских бизнес-школах нет европейцев»

Вот тут впервые я несколько затрудняюсь с ответом, потому что об особенностях работы китайских бизнес-школ не имею четкого представления. Что же касается классических университетов, то иностранных студентов в них довольно большое количество. Фраза прозвучала немного расплывчато, но, например, в Шаньдунском университете только для обучения иностранцев китайскому языку был открыт специальный колледж. Если же следовать официальной агитке университета, то с 1980 года в его стенах прошли обучение более 10 тысяч иностранцев, а ежегодная «популяция» иностранных студентов составляет примерно 1000 «особей».

Если говорить о числе иностранцев в Китае вообще, то нас тут довольно много. Достаточно для того, чтобы на улицах Цзинаня и других средних по размерам городов Китая местные на нас не обращали какого-либо особого внимания, ограничивая при личном контакте  свое любопытство традиционным вопросом: «Вы чьих будете, любезнейший?» (в смысле: «Это же откуда такое чучело круглоглазое приехало?»)

В городах поменьше, наряду с надоевшим «лаоваем»,  вы постоянно будете слышать за спиной «měiguó rén» (美国人) — «американец». На вопрос: «Неужели я похож на американца?» — услышал потрясающий по своей правдивости ответ: «Да все вы на одно лицо!» Необходимо заметить, что большинство китайцев с трудом может различать типы европейского лица. Например, работающих тут француженку и испанку, каждая из которых является просто ярчайшей представительницей своего национального типа, китайские студенты на полном серьезе считали сестрами.zorb canada

Ситуация резко меняется, когда вы оказываетесь за пределами города, вот тут вы сразу же превращаетесь в диковинку и заморскую зверюшку. Не менее сорока минут   с меня, сидевшего по центру на заднем сидении рейсового сельского автобуса, не сводил по-детски любопытных глаз китайский дедуля, развернувшийся ради такого дела на своем сидении и на весь автобус оглашавший результаты своих наблюдений. Мой китайский спутник, забавлявшийся всей этой ситуацией, ничуть не удивился, услышав в ответ на свой вопрос «переводить?» мое решительное «нет!»

Вывод: иностранцев в Китае много, в большинстве случаев на них не обращают особого внимания, но иногда они могут стать объектом дружеского любопытства.

Пункт шестой: «Китайцы не пьют кофе»

Пьют, но мало. Значительно меньше, чем европейцы, у которых через некоторое  время (у кого-то раньше, у кого-то позже) в Китае наступает кофейный голод и ломка. И тогда круглоглазый варвар отправляется на поиски вожделенного напитка. Что же ему предлагает Поднебесная? Во-первых, KFC и McDonald’s (но мы же с вами заядлые кофеманы, чтобы называть то, что продается в фаст-фудах, нормальным кофе), во-вторых, китайские кофешопы, где вроде бы есть все, что нужно, но…

Основная причина того, что китайцы не пьют кофе, кроется не в боязни попортить цвет кожи, а в том, что кофе — это напиток, все еще чуждый китайской культуре, как чужды нашей соевое молоко или напиток из красных бобов. Мы, европейцы, прошли довольно долгий путь, пока этот горький напиток прочно внедрялся в нашу повседневную жизнь. Я всегда вспоминаю строчки из «Петра Первого» А.К. Толстого:

Чьих рук это дело? А чай, а кофей? А картовь, — тьфу, будь она проклята! Похоть антихристова, — картовь! Все это зелье — из-за моря, и торгуют им у нас лютеране и католики… Чай кто пьет — отчается… Кто кофей пьет — у того на душе ков… Да — тфу! - сдохну лучше, чем в лавку себе возьму такое…

Снизу, из поварни (куда уходила крутая лестница), несло горьким, паленым.
— Мишка, откуда вонища? Опять кофей варят?
— Царь-государь приказал боярыне и боярышням с утра кофей пить, так и
варим…
— Знаю… Не скаль зубы…
— Воля ваша…

Япония, Южная Корея, в которых кофе распространен ничуть не меньше, чем на Западе, получили мощную кофейную «прививку» от вовсю похозяйничавших там американцев, Китай же такого «приобщения к цивилизованному миру» избежал и остался со своими напитками.

И вот здесь в голове каждого европейца срабатывает очередной стереотип: «Китай = чай!» Вы будете удивлены тем, что китайцы пьют значительно меньше чая, чем мы. В разы меньше. Да, здесь есть большие чайные магазины, да, вы можете купить различные, в том числе и весьма дорогие сорта чая. Как правило, в чайных магазинах вам предложат попробовать заинтересовавший вас сорт чая, а также еще несколько других на ваш выбор или по совету продавца. Чай китайцы пьют маленькими чашечками по нескольку за раз, оценивая каждую новую заварку. Но вот если вы хотите выпить чашку чая в обед, то это будет или приготовленный вами самими с утра чай, или же чай из пакетика в ближайшем Макдоналдсе, или весьма популярный молочный чай, к которому я так и не привык за все это время. Других вариантов нет. Думаю, сейчас не стоит углублятся в тему, ибо она слишком объемна и содержательна для краткого письма.

А вообще, главный китайский напиток — это вода! Обычная вода в бутылочке. Если китайцу разрешить взять с собой из дома только один предмет — это будет бутылочка с водой. Они искренне не понимают, как можно обходиться без воды в течение часа. Кстати,  воду с газом китайцы не пьют, ее даже проблематично найти на полках супермаркетов, в отличие от наших, где  все забито именно «шипучкой».

Тем не менее, нужно отметить, что популярность кофе растет среди молодежи (старшее поколение не пьет кофе вообще), появляется все больше кофеен, где хозяева понимают толк в приготовлении этого напитка. Дайте Китаю еще лет 10-15, и по потреблению кофе он не будет отличаться от западных стран.

Вывод: с каждым годом кофе приобретает среди китайской молодежи все больше поклонников.

Пункт шесть: «Китай — отсталая страна»

Я думаю, что нужно быть совсем уж оторванным от реальности человеком, чтобы поверить в такой тезис. Полностью присоединяюсь к информации на картинке за исключением одной вещи — интернета. Это одна из тех вещей, которые по-настоящему раздражают нас, привыкших к российскому безлимиту. Скорость интернета в студенческом общежитии не превышает 60 кб/сек,  скорость моего домашнего интернета первоначально была зафиксирована на отметке 100 кб/сек, а после моих настойчивых просьб была повышена до 485  кб/сек, причем скорость принудительно ограничена провайдером, ибо был краткий период, когда скорость внезапно подскочила до 5 Мб/сек и держалась такой в течении 4 дней, после чего провайдер осознал свой прокол и вновь ввел ограничение.  При этом вам будут абсолютно «искренне» рассказывать, что быстрее интернет работать не может. Также необходимо помнить, что google-аккаунт в китайских телефонах и мобильных сетях заблокирован, так что вы сможете пользоваться только gmail, а вот про youtube и синхронизацию смартфона с google сразу забудьте, перепрошивка телефона скорее всего не поможет.

К несомненным плюсам китайской современной городской жизни стоит отнести широчайшее распространение транспорта на электрической тяге: от электровелосипедов с двумя сиденьями и корзинкой, внешне очень похожих на скутеры и стоящих в районе 1700 юаней (8 670 руб) в любом супермаркете, до городских автобусов с электромоторами. Как сказал мне китайский коллега — заядлый автомобилист: «Мы (китайцы) прекрасно понимаем, что уступаем другим странам в производстве бензиновой и дизельной техники, поэтому решили не ломать шею в погоне за лидерами, а заняться развитием электического транспорта, то есть тем направлением, где делают первые шаги все мировые компании». Нужно отдать должное, китайские производители аккумуляторов громко заявили о себе, претендуя на мировое лидерство.

Сеть скоростных поездов с каждым годом связывает все больше городов Китая. Уже сейчас расстояние между Пекином и Ханчжоу можно преодолеть примерно за 5 часов. Развивается авиасообщение, осваиваются новые виды транспорта вроде монорельсовых и магнитных систем, строятся линии метрополитена в крупных городах.

Конечно, еще много в стране бедных и неразвитых районов, но китайцы это прекрасно осознают, работы еще очень и очень много, чтобы довести всю территорию Китая до уровня высокоразвитых городов, расположенных на узкой полоске в восточной и южной части Китая, потребуется не одно десятилетие.

Вывод: сами китайцы называют свою страну развивающейся, помня о больших, недостаточно освоенных территориях, крупные центры же ничем не отличаются от развитых городов Запада.

Пункт семь: «Вступительные экзамены придется сдавать по весьма экзотическим дисциплинам»

Экзотическими дисциплины типа марксизма-ленинизма и истории компартии стали лишь для поколения российской молодежи, а вот наши родители не видели в них в свое время ничего экзотического. Не скажу, что китайские студенты в восторге от этих предметов, но такова система китайского образования. Я думаю, что в перечне предметов любого вуза любой страны при желании можно найти что-то «экзотическое».

Вывод: каждый понимает «экзотику» по-своему.

Пункт восемь: «Китайцы много пьют»

Все опять-таки зависит от конкретного человека. В целом, китайцы любят выпить, а подпоить маотаем кого-нибудь из иностранцев для них своеобразное развлечение, но в отличие от частенько безудержных в потреблении алкоголя и диких под действием его паров наших соотечественников они делают это в своей компании в ресторанчике. На улице пьяного китайца увидеть практически невозможно, ибо это потеря лица. Превысивших дозу товарищей их друзья развозят домой на такси. За полтора года жизни в Китае я не видел на улице подростков с бутылкой пива в руке, девушек с алкогольными напитками или пьяного человека. И это огромный плюс.

Вывод: как и многие другие народы, китайцы не отказывают себе в потреблении алкоголя от дешевого сивушного эрготоу до изысканных сортов маотая или улянье, но ведут себя при этом не в пример тише, спокойнее и воспитаннее, что ли.

За сим разрешите откланяться. Благодарю за внимание!