Волхвы в вертепе и в соборе
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары́ лежали.
И. Бродский
Если ехать в Германию где-то между серединой осени и серединой весны, то самое лучшее — подгадать свой визит на промежуток между 25 ноября и 25 декабря. Потому что в этот месяц (Advent) есть специальное удовольствие — шляться по рождественским рынкам (Weihnachtsmarkt): глинтвейн, пряники, прочие сладости, лавочки с елочными игрушками и вообще атмосфера праздника.
В большом городе рождественские рынки есть везде, но наиболее интересно все же найти не столь общеизвестные места. Вот, к примеру Берлин, одна из приятнейших особенностей которого — то что он — разный. После того, как в 1920 году границы города раздвинули так, что занятая площадь увеличилась в 13 раз, в состав германской столицы вошла куча окрестных городов, городков и деревень, да так и осталась.
Вот к примеру, буквально в получасе езды от самого центра столицы есть любопытное местечко Риксдорф (Rixdorf) — деревня, основанная в XVIII веке чешскими беженцами — протестантами из Богемии. Так она и осталась в окружении новостроек (как века XIX, так и XX-го) вполне себе деревней, с деревенскими домами и старинной кузницей, вокруг которой располагается вполне себе деревенский Weihnachtsmarkt:
Ну а центральная часть любого рождественского рынка — это рождественский вертеп со сценой поклонения волхвов. Вот как он выглядит в Риксдорфе (у стен той самой кузницы):
Весьма приятная особенность — что помимо скульптурных персонажей истории, аутентичности придают вполне живые ослы (и пусть в меня кидают тапками любители лошадей, но на мой личный взгляд лошади — это большие страшные звери, с ногами и зубами, а вот ослов можно и потискать — они животные компактные, добродушные, пушистые и на ощупь приятные, почти как кошки ).
И еще одна особенность Риксдорфа, дополняющая предрождественскую атмосферу Weihnachtsmarkt’a - местная деревенская церковь (а она сама по себе достаточно уникальна — т.к. не обычная для Германии лютеранская или католическая — а церковь Моравских братьев, той самой чешской ветви протестантизма, возникшей в XVI веке, последователи которой и населяли деревню) носит имя Вифлеемской церкви.
А есть и другой вариант посмотреть немецкий провинциальный рождественский рынок, не покидая столицу — съездить, например, на метро (конечные станции ветки U7) в Шпандау (Spandau), когда-то город, и даже основанный раньше Берлина, а теперь — просто окраинный район столицы.
И естественно центр рождественского рынка — основательно оборудованный вертеп со Святым семейством и волхвами (и конечно живым ослом для реалистичности и потискания).
Так вот, кстати, о волхвах. Бродя по Германии, можно соприкоснуться не только с их изображениями и статуями в рождественских вертепах, но и, с, как легенда утверждает, оригиналами. То есть рака с мощами, как считается, тем самых Каспара, Балтазара и Мельхиора — главная святыня Кёльнского собора.
Собственно сам собор и строился как место хранения мощей трех волхвов (или, в европейской традиции Святых Трех Королей), переданных арихиепископу Кёльскому Райнальду фон Дасселю императором Фридрихом I Барбароссой, захватившим Милан, где реликвии хранились до того (кстати, версия этих событий стала и одним из заметных фактов современной литературы, будучи рассказанной Умберто Эко в романе «Баудолино»).