Поездка в Монтичелло (Виргиния)

Побывать в Монтичелло мне хотелось очень давно, с тех самых пор, как я «познакомилась заочно» с великим американцем – Томасом Джефферсоном. Поместье автора Декларации независимости США находится в штате Виргиния, в 188 км от Вашингтона, это примерно 2,5 часа на машине.

Поскольку своей машины у меня в Штатах не было, пришлось воспользоваться экскурсией, о чем я нисколько не пожалела, поскольку в нее входило также знакомство с Виргинским университетом, основанным Джефферсоном и построенном по его архитектурному проекту. А еще можно было побывать в настоящей таверне XVIII столетия. О Виргинском университете я уже писала, а вот о таверне Мики стоит  рассказать немного подробнее, потому что здесь в прямом смысле сталкиваешься с «живой историей» и попадаешь в положение тех гостей Джефферсона, которые, не сумев добраться засветло до его поместья, вынуждены были заночевать в этом гостеприимном месте. Ведь это была не только таверна, но и гостиница.

Таверна Мики, 18 век

Таверна Мики, 18 век

Здесь были комнаты для знатных гостей, включая дам, путешествующих со  своими детьми и служанками. Поэтому в гостевых комнатах стояли детские кроватки, и была выдвижная кровать для прислуги.

Если обычных путников было много, то они были вынуждены ночевать в общей комнате прямо на полу.

Общая комната

Общая комната

Наш гид в одежде XVIII века подробно рассказала, как тогда путешествовали, что брали с собой в качестве багажа. Мы узнали, какой была мода для мужчин и для женщин. А затем все дружно разучивали танец XVIII столетия под мягкие звуки клавесина. А еще наш гид предложила попробовать написать свое имя гусиным пером. Это оказалось очень трудной задачей, вместо ровных строчек выходили закорючки и неизбежные кляксы. Она также рассказала, какие игры тогда помогали скоротать долгие вечерние часы. А в конце увлекательной экскурсии, когда мы обошли всю гостиницу и оценили ее удобства, нас ждал обед в колониальном стиле, с неизменным жареным цыпленком, яблочным пирогом и сидром.

Обеденный зал

Обеденный зал

Только основательно подкрепившись, полюбовавшись на старую мельницу и закупив сувениры в соседней лавочке, мы смогли двинуться дальше, к главной цели путешествия – поместью Джефферсона, третьего президента США.

Монтичелло – единственный дом в США, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году. В 21 год Томас Джефферсон унаследовал плантацию в 5 тысяч акров земли, включая холм, который он назвал на итальянский манер – Монтичелло, что означает «маленькая гора». Именно на холме, высотой в 264 м, открытом всем ветрам, с живописным видом на голубые горы Виргинии, он в 1769 году начинает строить собственный дом.

В нем ему суждено было прожить 56 лет своей жизни, причем 40 из них он постоянно что-то усовершенствовал и реконструировал. Не имея возможности пригласить опытного архитектора, Джефферсон постигал основы строительства с помощью книг. Особое впечатление на него произвела книга Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Архитектурный стиль эпохи Возрождения повлиял на окончательный проект плантаторского особняка. В 1772 году Томас познакомился с состоятельной молодой вдовой Мартой Скелтон, вскоре они поженились. Монтичелло стало их семейным домом. У них родилось 6 детей, из которых выжили только две дочери: Марта и Мэри.  Первый особняк был выстроен в палалдианском стиле. По обеим сторонам двухэтажного господского дома простирались две террасы в форме прямоугольника, которые скрывали от глаз гостей кухню, прачечную, ледник, коптильню, уборные и прочие подсобные помещения, где жили и работали рабы-негры. В усадьбе трудилось около 200 рабов.

После возвращения на родину из Франции, где он был посланником США, Джефферсон решил почти целиком снести палладианские постройки. В 1796-1809 годах он выстроил новое трехэтажное здание в классическом стиле, частью кирпичное, частью бревенчатое, с 43 комнатами. Здание имело два фасада – парадный восточный и западный (хозяйственный). Парадный украшен портиком с колонами. Снаружи здание кажется одноэтажным, на самом деле в нем три этажа. Они спроектированы таким образом, что внешне дом кажется меньше. Увенчал здание восьмиугольный купол.

Джефферсон продумал не только внешний вид здания, но и детали интерьера, он также спроектировал всю мебель, позаботившись о ее комфортабельности и дизайне. Дополнительные помещения использовались не только для жилья и гостей, но и для хранения огромной коллекции книг, произведений европейского искусства и сувениров, привезенных из многочисленных путешествий. У него была огромная, по тем временам библиотека, около 7 тыс. томов, часть, которой он передал в фонд Библиотеки Конгресса США, после пожара в Капитолии во время войны с англичанами в 1814 году.

В доме постарались воспроизвести подлинный интерьер, здесь почти вся мебель, почти все предметы действительно принадлежали семье Джефферсон. Особенное впечатление производит кабинет Томаса Джефферсона: вращающееся кресло, стол с вращающейся столешницей, телескоп в одном из окон, а при входе – два глобуса, Земли и Неба. Свою кровать он встроил между кабинетом и спальней: на нее можно улечься, находясь в любой из этих комнат, или иными словами, не покидая кабинета.

Особняк Монтичелло содержал также уникальные изобретения самого Джефферсона: вращающиеся этажерки, копировальный аппарат, сферические солнечные часы, усовершенствованный барометр и многие другие устройства. В холле внимание посетителей привлекает большой циферблат часов на восточной стене, который имеет только часовую стрелку, так как Джефферсон считал, что это достаточно точное указание времени для работы. Здесь же есть барометр, указывающий погоду и направление ветра. Он сконструировал лифт, спрятанный за камином в столовой, по которому можно было подавать готовые блюда из кухни наверх, забирать грязную посуду, поднимать бутылки с вином прямо из винного погреба. Гости могли только удивляться, как все появлялось и исчезало само собой. А главное, не мельтешили перед глазами усердные черные слуги-рабы. Они находились внизу и носились как сумасшедшие по нижнему туннелю, соединявшему кухню и ледник, чтобы вовремя подать требуемое.

На плантации выращивался табак, но он почти не приносил доходов, так как плантация была расположена далеко от побережья, и много усилий тратилось на доставку продукции к портовым причалам атлантического побережья. Кроме того, табак очень быстро истощал почву, поэтому Джефферсон размышлял о переходе на зерновое хозяйство и выращивание пшеницы. Кроме того, на плантации выращивали кукурузу и картофель. Джефферсон держал также крупный рогатый скот, свиней и овец. Он увлекался выведением новых сортов овощей и растений, интересовался проблемами улучшений в сельском хозяйстве, производил различные эксперименты. Однако расточительный образ жизни не давал возможности дополнительных инвестиций в хозяйство, хозяин Монтичелло постоянно находился в долгах. Джефферсон любил жить на широкую ногу, принимать много гостей. У него часто бывали его соседи – Джеймс Мэдисон, четвертый президент США, чья усадьба Монпелье располагалась неподалеку, а также Джеймс Монро, пятый президент США, живший на плантации Эш-Лоун-Хайленд.

Плантация должна была обеспечивать ее  обитателей всем необходимым, поэтому там были различные мастерские, кузница, конюшни, молочная ферма, огород и фруктовые сады. Все это частично восстановлено, и современные туристы могут видеть, как это выглядело при жизни хозяина.

Опытные мастера и домашняя прислуга жила в хижинах на Малберри-Роу и на дальних фермах, чтобы гости их не видели и не сталкивались с ними.  Несколько рабов постоянно жили в подвальных помещениях в южном крыле поместья. Некоторые спали прямо на своих рабочих местах. При жизни Джефферсону принадлежало около 600 рабов. Непосредственно в усадьбе постоянно проживали около 100 рабов.

Рабочая сила в Монтичелло

Рабочая сила в Монтичелло

Ниже хозяйского дома располагались столярная и текстильная мастерские, маслодельня, конюшня и огромный сад – все эти предприятия Джефферсон организовал для того, чтобы обеспечивать Монтичелло всем необходимым и зарабатывать деньги. «Чтобы быть независимым в вопросе жизненных благ, – говорил Т. Джефферсон, – мы должны производить их самостоятельно».

С холма, на котором расположена усадьба Монтичелло, можно видеть Виргинский университет, основанный Джефферсоном. Городок Шарлотсвилл находится всего в 2 км.

Умер Томас Джефферсон в день провозглашения независимости США 4 июля 1826 года и был похоронен у подножья холма Монтичелло, на семейном кладбище. По его завещанию на простом обелиске высечены слова, отражавшие, как он считал его главные заслуги: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации независимости и Виргинского статута о религиозной свободе, основатель Виргинского университета».

Монтичелло. Могила Джефферсона

Монтичелло. Могила Джефферсона

Хотя в Декларации независимости Джефферсон утверждал, что все люди имеют «право на жизнь свободу и стремление к счастью», это не относилось к его собственным рабам. В своем завещании он даровал свободу всего лишь пяти из многочисленных рабов, поскольку те являлись его собственными детьми от рабыни-квартеронки Салли Хемингс, а остальных его семья продала после смерти Джефферсона, чтобы покрыть долги по плантации.

После смерти Джефферсона в 1826 году его дочь пыталась сохранить усадьбу неприкосновенной, но, не имея средств, через десять лет продала Монтичелло Джеймсу Барклею за 4,5 тыс. долл., который позже перепродал поместье капитану Леви. Последний завещал его государству, однако наследники Леви оспорили завещание в судебном порядке и сохраняли владение исторической усадьбой до 1923 года, когда она перешла в руки мемориального фонда Томаса Джефферсона. С тех пор в Монтичелло – музей и национальный исторический парк.

Западный фасад Монтичелло был изображен на обратной стороне 5-центовой монеты, которая чеканилась в США с 1938 по 2003 год и чеканится с 2006 года по настоящее время, а также на обратной стороне 2-долларовой купюры с 1928 по 1966 год.. В 2009 году рядом с усадьбой был построен современный туристический центр с музеем, театром, рестораном и книжным магазином.