Отчет о Бретани

В школе проводятся интенсивные недели, во время которых студенты ездят по Франции или соседним странам (Швейцарии, Бельгии), где знакомятся с особенностями архитектуры, свойственными этому региону, уделяя большое внимание деревням и недавно построенному частному сектору. Желая открыть для себя Францию с другой стороны, мы отправились в Бретань и Нормандию. Неделю мы путешествовали на автомобиле в компании двух наших одногруппниц по западному побережью Франции. Благодаря влиянию океана, в Бретани и Нормандии относительно мягкие зимы, так что погода ждала нас теплая, но дождливая.

За время нашего путешествия нам удалось посетить 21 деревню. Но стоит отметить, что деревни здесь кардинально отличаются от деревень в России, поэтому, правильнее будет их назвать скорее маленькими городками, но без инфраструктуры.

Итак, перед нами стояла задача найти и посетить какие-либо необычные в архитектурном, градостроительном или экологическом плане деревни, чтобы затем мы могли, возможно применить полученные знания в своем проекте. Приезжая в деревню, мы обращали внимания на улично-дорожную сеть (из чего сделано дорожное покрытие, есть ли тротуар, парковочные места), но архитектуру (материал, стиль и тип зданий), на растительность (наличие сада и огорода), на экологические аспекты (как решается вопрос солнечной энергии и сбора дождевой воды) и на наличие общественных мест (аллея для прогулок, парк, детские площадки).

Из всех деревень, нам особенно понравилась деревня под названием Палюэль в Северной Нормандии недалеко от атомной электростанции. Когда мы туда приехали, то нашли там абсолютно законченную и пригодную для жизни деревню, в которой не было ни одного человека! Как мы узнали позже, дома пока не заселены, так как еще никому не предлагались, а часть из них Электростанция предоставит своим работникам. И мы уверены, что все дома очень быстро обретут своих хозяев, потому что эта деревня уж точно маленький городок, с крытой и открытой площадями, бассейнами и фонтанчиками, дорожками для прогулок, современной детской площадкой, теплицей, несколькими мастерскими и замечательной уличной мебелью. Дома выполнены из деревянного каркаса, материал фасадов тоже дерево, крыша с одной стороны цинковая, с другой – соломенная.

Как итог, можно сказать, что практически во всех деревнях мы нашли именно дерево, как материал фасада, в различных его проявлениях от сайдинга до узких реечек, покрашенное или оставленное натуральным. Очень во многих местах на крышах установлены солнечные панели, практически везде существует система сбора дождевой воды и организованы небольшие общественные места.

Мы не могли оставить без внимания и туристические места западного побережья. Мы прогулялись по Нанту, бывшей столице герцогства Бретань, увидели Атлантический океан, Ла-Манш с чистейшей водой, прибрежные скалы Этрета, вдохновлявшие Моне и Мопассана. Побывали мы и во втором по популярности у туристов месте Франции: на Мон-сен-Мишель. Это поистине неприступная крепость, стоящая в водах Ла-Манша, хотя, правильнее будет сказать, в песках. Вернуть море к подножью старинного аббатства обещают уже к 2014 году, тогда же будет сооружен новый мост, который позволит посещать аббатство даже во время приливов.

Удивительным городом оказался Гавр. Зная, что он послужил прототипом Бувиля, где происходили события, скажем так, немного меланхоличного романа Сартра «Тошнота», мы ожидали увидеть мрачный индустриальный город. Но мы забыли, что роман Сартра был написан в середине 30-х годов, а историческая часть Гавра была полностью разрушена во время высадки союзнических войск в Нормандии в 1944 году. После войны город был построен заново, и главным архитектором был выбран «бог железобетона» Огюст Перре. Бетонные здания в Гавре совсем не скучно-серые, а имеют розоватый и бежевый оттенок: в бетон была добавлена мраморная крошка и кирпичная крошка разрушенных во время войны домов.

В начале 50-х годов во Франции, в городах, разрушенных войной, создавалось новое, доступное жилье. Одну из таких квартир, выкупленную мэрией Гавра и переоборудованную в музей, мы и посетили. Называется музей «Аппартаменты – современник Перре». В квартире абсолютно все из 50-х годов – электроприборы, мебель, сантехника, детские игрушки, одежда…, любой желающий может окунуться в атмосферу зарождающегося беззаботного общества потребления.

Еще одним шедевром Перре может считаться церковь святого Иосифа. Снаружи она кажется слишком простой, но изнутри она поражает посетителей разноцветными витражами.

Так или иначе, путешествие подошло к концу, и мы вернулись в Нанси, восторженные и полные свежих идей.