Мое путешествие в Чарльстон – город, в котором началась Гражданская война Севера и Юга
Находясь в очередной раз в США, я решила, что непременно побываю в штате Теннеси, в поместье Э. Джексона в Эрмитаж. Поскольку я хотела написать книгу об этом самом Эндрю Джексоне. Но почти в последний момент я узнала, что в Теннеси ужасное наводнение. Голубая мечта побывать «в гостях у Джексона» растаяла…
И я стала размышлять, куда же мне съездить, чтобы это запомнилось надолго. Сначала я подумала о Майами (Флорида), но прочитала в Интернете, что в этом городе самый высокий уровень преступности, и ехать туда мне что-то расхотелось. Так что и этот вариант мне не понравился. В Калифорнии я была в свой прошлый приезд. И я выбрала Чарльстон, поскольку он довольно красочно описан в «Унесенных ветром». И не только… Как специалисту по истории Гражданской войны в США, мне было интересно своими глазами увидеть те места, где эта самая война началась, побывать в форте Самтер…
Итак, я забралась в Интернет. И, прежде всего, прочитала о достопримечательностях Чарльстона, их оказалось немало. Там была сказано буквально следующее: «Все американцы должны побывать в Чарльстоне, только здесь они могут получить все знания о себе и своей стране из первых рук». Это высказывание историка Марвина Дюлани.
Чарльстон – это музей под открытым небом. Город с интересной архитектурой, расположенный на берегу Атлантического океана, а точнее на полуострове между устьями рек Эшли и Купер. Он буквально пропитан историей. Чарльстон – первое английское поселение в Южной Каролине, основанное в 1670 году. Был назван в честь короля Карла II и являлся резиденцией губернатора Южной Каролины. Это – был торговый порт и привлекательное местечко для пиратов, город, куда богатые плантаторы спешили, чтобы развлечься в местных ресторанчиках, казино, публичных домах и танцзалах… Не случайно сюда так стремилась из скучной Джорджии героиня знаменитых «Унесенных ветром» Скарлетт О’Хара.
После Войны за независимость до 1790 года он был столицей соответствующего штата. Действие известного фильма «Патриот» с Мелом Гипсоном в главной роли как раз воспроизводит события первой американской революции в Южной Каролине. Но в историю США этот штат вошел как самый неуживчивый. Трижды: в1832 г.,1850 г. и1860 г. он пытался выйти из состава Союза штатов. В третий раз ему это не только удалось, он вовлек за собой еще 10 штатов в процесс так называемой сецессии (т.е., отделения). И таким образом возникли Конфедеративные Штаты Америки. Именно в этом городе 12 апреля 1861 года прозвучали первые выстрелы самой кровавой в истории страны Гражданской войны. Был обстрелян и захвачен федеральный форт Самтер в Чарльстонской бухте. С 10 июля 1863 года по 18 февраля 1865 года город находился в блокаде.
Но если не задумываться о непростой истории Чарльстона, то стоит вспомнить, что это – американский Юг, такой жизнерадостный и гостеприимный. Именно здесь появился знаменитый танец, получивший название по имени города. Его веселый зажигательный ритм получил широкое распространение в музыке США в 1920-е годы после премьеры на Бродвее шоу под названием «Пускаться во все тяжкие». Именно в этой пьесе прозвучала песня «Чарльстон», написанная Джеймсом П. Джонсоном, которая немедленно стала хитом. И, кроме того, Южная Каролина – штат «пальметто». Меня ждала южная экзотика, с ее пышной растительностью и соленый воздух Атлантики.
Поэтому я через Интернет купила билет на самолет компании «Дельта». Конечно, это вышло дороже, чем у других компаний, но меня устраивало то, что я улетала и прилетала прямо в центр города Вашингтона, в аэропорт имени Рональда Рейгана. Правда, прямого авиарейса до Чарльстона не было, и лететь пришлось через Атланту. Но это было даже более романтично, поскольку совпадало с путешествиями героини «Унесенных ветром» Скарлетт. Второй необходимый шаг состоял в том, чтобы заказать гостиницу. Разумеется тоже через Интернет. Мне нужна была недорогая гостиница, но такая, которая была бы расположена вблизи от исторического центра города. Конечно, я нашла такую – «Comfort Inn». В рекламе говорилось, что будут не только обеспечены континентальные завтраки, но что имеется плавательный бассейн. В последнем пришлось разочароваться сразу по приезду. Бассейн только что покрасили, и в нем не было воды.
Итак, по порядку. 14 мая2010 г. я рано утром вышла из своей уютной квартиры, расположенной в одном из самых красивых районов г. Вашингтона – Джорджтауна, чтобы подождать какое-то время автобус, который доставил меня до метро (всего за 1,5 доллара). К счастью утренний интервал автобусов 15 минут, и в метро тоже не пришлось ждать поезда дольше 10 минут. Так что в аэропорт я попала вовремя. Разумеется на внутренних рейсах проверка такая же строгая, как и на международных. Регистрация за 1 час до вылета. Лететь надо было всего полтора часа. И мы плавно приземлились в аэропорту Атланты. Здесь начались некоторые приключения. Поскольку аэропорт оказался таким громадным, что я не сразу в нем сориентировалась. К тому же добираться до другого терминала надо было на автопоезде, а я попыталась добираться с помощью эскалаторов и бегущих дорожек. Результат был ошеломляющим. Я прибежала на 10 минут позже вылета моего рейса и работник аэропорта показал рукой мне на мой самолет, который уже находился в воздухе. На вопрос, что же мне делать, он сказал, что никаких проблем нет, и тут же выписал мне другой билет на рейс, который был через час. Но вот ирония! Из того самого терминала, из которого я только что прибежала. Но теперь у меня уже был опыт. И я поехала на автопоезде. Так что на другой рейс я успела без проблем. Лететь надо было всего 40 минут. И после очередного плавного приземления я оказалась в аэропорту Чарльстона.
Теперь предстояло позаботиться о такси. Все оказалось очень просто. Свободных такси было много. Я села в то, которое стояло первым в очереди за пассажирами, и поинтересовалась у водителя, которым оказалась солидных размеров афро-американка, знает ли она нужную мне улицу – Bee-street. (Дело в том, и я это тоже узнала из Интернета, что чарльстонские водители такси часто не знают улиц своего города). Водитель промолчала, и я решила, что знает. Оказалось, что вовсе нет. Потому что она завезла меня в центр исторической части города, пользуясь прибором навигатор. Дальше, когда я сказала, что мы едем не туда, она стала выяснять дорогу у местных жителей. И после их разъяснений отправилась снова в путь. Я на всякий случай вручила ей карту Чарльстона, которую раздобыла бесплатно в аэропорту, и показала ей на карте, куда мне нужно попасть. Результат оказался тот, что нужен, я прибыла в свою гостиницу. Объясняться с портье долго не пришлось, поскольку мои данные были в компьютере. Мне выдали ключ от номера и сказали, когда можно будет позавтракать.
Номер был просто огромным. Чтобы не скучать, там имелся телевизор с платными программами и кофеварка. Так что все отлично. Я сразу срываюсь с места и по карте двигаюсь к центру города. Оказалось, что это довольно далеко. Но привыкнув к дальним пешим прогулкам в Вашингтоне, я просто наслаждалась видами южного города. Он меня сразу очаровал. Таких красивых пальм и в таком количестве я нигде не видела. К тому же цвели королевские магнолии и еще какие-то белые пахучие соцветия. Теплый воздух был просто напоен душистыми ароматами, которые кружили голову. На дороге валялись созревшие плоды шелковицы, а ведь бы еще только май, и, по-моему, созревал инжир, если не ошибаюсь. За полтора часа я добралась до самой красивой набережной Чарльстона. Просто дух захватывало от соленого морского ветра, перемешанного с ароматами цветущих деревьев. Я изучала памятники, которые попадались по дороге: политику Джону Кэлхуну, поэту Уильяму Симмсу и доблестным конфедератам. И я думала о том, что именно о них я писала в своих книгах и статьях. А теперь встречалась с ними как со старыми знакомыми. В чем же было особенное обаяние Чарльстона? По улицам разъезжали старинные конные повозки, заполненные туристами. Центральная улица «Кинг-стрит» на всем своем протяжении была засажена гордыми пальмами. От нее в стороны разбегались маленькие, иногда очень узкие, улочки с красивыми особняками, украшенными затейливыми кованными из железа решетками, очаровательными садиками. И всюду было опьянение весной, в воздух был просто насыщен ароматами цветущих деревьев, в такой концентрации, что это казалось просто нереальным.
Однако надвигался вечер, и я воспользовалась туристским автобусом, стилизованным под трамвай (в туристском центре мне любезно вручили расписания всех его маршрутов, и что самое удивительное, расписание твердо выполнялось, в чем я могла не раз убедиться). Он довез меня до центра исторического квартала. Дальше надо было добираться пешком. Но имея карту, опасности заблудиться не было. По дороге мне попался магазинчик, который торговал едой на вынос. И я за 4 доллара купила великолепную только что поджаренную рыбу. И даже поболтала немного с работниками, которые сообщили мне, что никогда не видели туриста из Росси. А я хвалила их южное гостеприимство. В общем, все остались довольны. Особенно я, потому что рыба оказалась восхитительно вкусной.
На следующий день я решила, что моей главной задачей должно стать посещение форта Самтер, с обстрела которого началась Гражданская война в Америке, которой я так долго занимаюсь как историк. Я отправилась в специальный туристский «Visitor center» (такие есть во всех исторических городах Америки и очень облегчают жизнь туриста, так как снабжают бесплатной информацией буклетами и картами), где за 20 долларов приобрела билет и стала ждать прибытия теплохода. Все шло прекрасно. Погода была изумительной. Ярко светило солнце и с моря дул легкий бриз. Погрузившись на теплоход вместе с другими жаждущими приобщиться к истории, я вдруг обнаружила, что мой новый цифровой фотоаппарат забастовал. Он мне заявил, что его карта памяти переполнена и отказался работать начисто. Я была безутешна… Приехать за тысячу миль в форт Самтер и ничего там не сфотографировать.
Но ведь есть же девиз: никогда не сдаваться! И я пошла на экскурсию в форт Самтер, почти уверенная, что там есть магазин сувениров. И конечно не ошиблась. Но что же все-таки делать? Я спросила у продавщицы, и она посоветовала купить одноразовую кодаковскую фотокамеру. Почти как детскую игрушку, но все же довольно дешевую. Так что дальше снимать приходилось довольно примитивным способом. Но главное было в том, что я все же могла снимать виды Самтера себе на память. И это было замечательно! Наконец-то я была в самом центре исторических событий 150-летней давности и могла представить, как артиллерийские орудия, стоявшие на берегу, подвергали гарнизон Самтера непрерывному обстрелу, вынудив спустить флаг Союза. История, правда, отомстила конфедератам, так как длительная и кровопролитная гражданская война символически закончилась подъемом все в том же форте Самтер американского национального флага.
После экскурсии я решила выяснить, что же можно сделать с фотоаппаратом, где найти для него запасную карту памяти. Но где это можно сделать? И пока шла, глазея по сторонам, я увидела надпись: «Фотография». Однако грозная надпись на дверях гласила, что прием посетителей по предварительной записи. Наплевав на это объявление, я смело позвонила в дверь и дальше стала просить совета сразу у двух специалистов. Они сказали, что никакой проблемы нет, нужно пойти в ближайшую аптеку (и как я сразу не подумала, что все необходимое в Америке продается в аптеках!), их две недалеко от них и купить новую карту памяти. Так я и сделала. Но радость моя была преждевременной, в этих аптеках не оказалось подходящей карты памяти именно для моего фотоаппарата: Olimpus. Только для «кодаков». После долгих новых поисков и расспросов я нашла типовую аптеку, как в Вашингтоне: CVS. Увы и там не было подходящей карты. Но после разговора с продавцом я решила купить еще одну одноразовую фотокамеру, таким образом обеспечила себе возможность фотографирования и на следующий день, который был последним днем моего пребывания в Чарльстоне. Я побывала в двух музеях, посвященных 18 веку. Один из них, в котором были раньше и тюрьма, и суд, был особенно впечатляющим, поскольку в подвале были представлены в натуральном виде все условия, в которых содержались бедные узники: они сами в виде восковых фигур в кандалах, в грязи и воде, восковые же крысы и что-то вроде бренных останков человеческих скелетов. Отдельная экспозиция была посвящена пиратам, промышлявшим разбоем у берегов Южной Каролины. Второй музей был посвящен пребыванию Джорджа Вашингтона в Чарльстоне, никогда не думала, что он там бывал! Так что день оказался насыщенным. Я еле доплелась до остановки туристского автобуса, у которого был последний рейс. Ждать его пришлось довольно долго, около получаса и я уже опасалась, что он совсем не придет. Но вот моя удача, он все же появился, и вез меня одну по маршруту, который пролегал рядом с гостиницей. В свой номер я заявилась уже в 10 часов, усталая, но довольная.
С утра следующего дня я после завтрака освободила номер, оставив свой чемодан в камере хранения. И после разговора с портье о том, что мне нужно будет заранее заказать такси, отправилась в туристский центр Чарльстона снова на туристском автобусе, за которым пришлось бежать приличное расстояние, поскольку он стоял на светофоре, а следующий приходил только через полчаса. Я купила билет на обзорную экскурсию под заманчивым названием: «Что можно делать в Чарльстоне» и одновременно билет в Чарльстонский музей (всего за 10 долларов). Но вот незадача, когда я предъявила свой комбинированный билет в музее, мне заявили, что он недействителен. Пришлось возвращаться в туристский центр, благо он находился рядом и объясняться с его сотрудниками. Оказалось, что у них такая практика: сначала экскурсия, а потом посещение музея. Но до экскурсии было еще больше часа времени и мне выдали другой билет, по которому в музей все-таки пустили. Там была интересная экспозиция, посвященная свадебным нарядам 19 века. Сам музей напоминал чем-то наши, краеведческие. Обо всем понемногу информации, но больше всего, разумеется о Гражданской войне. Рядом с музеем лежала копия субмарины, якобы действовавшей в период Гражданской войны, хотя поверить в это было сложно. Надпись уверяла, что модель сделана в натуральную величину, но ее размеры все же вызывали у меня серьезные сомнения, мне казалось, что я точно бы не поместилась у нее внутри…
Потом была очень интересная экскурсия с подробным рассказом об исторических достопримечательностях Чарльстона. Наш гид на маленьком автобусе, ненамного больше нашей газели, возил нас по самым интересным местам города, не забыв показать особняк, в котором якобы жила знаменитая Скарлет О’Хара. Его рассказ сопровождался показом слайдов, прослушиванием музыки, разумеется, и мелодией знаменитого «чарльстона». Экскурсия была очень интересной, и снова к удивлению гида и туристов, я была единственной туристкой из далекой России, да еще хорошо знавшей местную историю.
После столь насыщенной экскурсии я прогулялась по знаменитой «музейной миле», где расположены самые интересные музеи и исторические дома Чарльстона. А также завернула на местный рынок, довольно значительный по территории. Здесь было много изделий местных умельцев-ремесленников. Особенно поражали воображение многочисленные и разного вида плетения из рисовой соломки, которые искусно изготовлялись местными афро-американками, а еще удивительно красивые гончарные изделия. Удержаться от покупки сувениров не было никакой возможности.
Но время поджимало, надо было успеть на вечерний авиарейс в Вашингтон. Пора было возвращаться в гостиницу…
Когда я прибыла туда снова на туристском автобусе, оказалось, что наличных денег у меня всего 25 долларов, а на такси может понадобиться 30. Так что надо было искать банкомат. Я спросила у портье, где у них может быть банкомат, и он сказал, что в госпитале через дорогу. Я поспешила туда и увидела огромное здание… И где там искать этот самый банкомат? Решение пришло быстро, надо спрашивать у всех, кто направляется в это здание. И вот уже один из таких случайных прохожих ведет меня через какие-то коридоры к заветному банкомату. Уф! Без него бы точно не нашла… Смотрю на монитор банкомата и читаю надпись: временно не работает… Да…
Ну что ж… Надо искать другой. Я начинаю обходить все магазины и кафе, особенно Макдональдсы, которые попадаются в поле зрения, но все безрезультатно, и никто не может объяснить, где же у них ближайший банкомат. Что же делать? И вот двигаясь обратно по направлению к гостинице после изрядного кружения по окрестностям я вижу прямо перед собой стеклянную будку, наподобие наших бывших телефонных, с гордой надписью банка «Ваховия». Итак, банкомат найден, наличные деньги получены. Можно возвращаться в отель. Но пока я бегала в поисках банкомата, там снова сменился портье, и мне в третий раз за день, пришлось объяснять, что мне нужно вызвать такси до аэропорта. Мне сказали, что в течение 20 минут такси будет. Я забрала свой чемодан из камеры хранения и стала ждать. Такси приехало вовремя. Однако таксистом оказался белый американец, что совершенно нетипично, и к тому же он точно знал маршрут. Я поняла, что он «левак». Но мне было все равно. В разговоре по дороге выяснилось, что он даже жил в России, в Волгограде в течение года, так как женился на русской по Интернету. Не знаю, на каком языке они общались, потому что по-русски он знал пару слов, не больше. Мне он сообщил, что семейная жизнь не удалась, и он вернулся в Чарльстон. Привез он меня в аэропорт вовремя. И я уже без всяких приключений долетела до Атланты, а там пересела на свой рейс до Вашингтона. Домой в Вашингтоне я добралась в 12 часов ночи. Но была чрезвычайно довольна. Поездка удалась. Остались яркие и незабываемые впечатления. От души всем советую, если будете в Америке, обязательно слетайте в Чарльстон.