Афины в Греции, на Шпрее и в Баварии
Перед Бранденбургскими воротами извозчик остановился, …
он пустился в описание ворот, … сравнил их с афинскими «Порперлеями»
Дж. К. Джером «Трое на Bummel»
В отличие от кучера, доставшегося героям повести Джерома Клапки Джерома, я не только могу выговорить название «Пропилеи», но и сравнить самые знаменитые ворота Афин и Берлина по личным впечатлениям после собственных Bummel.
Вот так выглядит то, что осталось от Пропилей Акрополя в Афинах (слева), а вот так (справа) — Бранденбургские ворота в Берлине, городе, за которым уже более 300 лет как закрепилось прозвище «Афины-на-Шпрее» (Spree-Athen):
Придумал этот эпитет, кстати, малоизвестный (собственно, известный только и исключительно благодаря этому bon mot) немецкий поэт Эрдман Виркер (Erdmann Wircker) в торжественном посвящении королю Пруссии Фридриху I: «Drumb hastu auch für sie ein Spree-Athen gebauet» (Потому что ты также для себя построил Афины на Шпрее), написанном в 1706 году.
Так что, когда в 1788 году архитектор Карл Готтгард Лангганс получил задание построить новые городские ворота, то у него уже были (кроме чисто эстетических) причины воспользоваться для образца классическим афинским зодчеством, создав главный символ Берлина.
Увы, но в течение относительно недавних 28 лет большая (восточная) часть берлинцев могла видеть его только за уродливой стеной, вплоть до ночи начала ее падения, с 9 на 10 ноября 1989 года. И вот вечером 9 ноября 2009, в день 20-летия этого события, во время «Фестиваля свободы» (Fest der Freiheit) этого события удалось мне полюбоваться на самую впечатляющую иллюминацию Бранденбургских ворот за все время берлинского житья:
Жил-был король когда-то…
И.В. Гете в переводе А.Н. Струговщикова
Если берлинское творение Лангганса было первым примером немецкой архитектуры, вдохновленным древнегреческим стилем, то не прошло и четверти века, как король Людвиг I, сам по себе поэт и покровитель искусств (преуспевший в этом существенно больше, чем в королевской профессии, с которой его, в результате, и попросили), решил преобразовать в подобие Афин и свою Баварию, что и началось с 1816 года благодаря архитектору Лео фон Кленце. В результате, Мюнхен обзавелся, среди прочего, и собственными Пропилеями:
А вот чтобы поглядеть на еще одно еще одно творение фон Кленце, надо отъехать на поезде на полтора часа от Мюнхена — в окрестности Регенсбурга. Но для начала стоит посетить Афины (ибо в такой последовательности ощущения от увиденного будут забавнее).
Понятно, что с детства известно из книг, что «Акрополь находится на холме в Афинах». Так вот, адекватность этой фразы мигом теряет в убедительности сразу по выходу на поверхность из станции афинского метро — какой же это «холм» — это ж скала натуральная (особенно учитывая то, что оный выход на улице у ее подножья и каменная стена буквально перед носом идет вертикально вверх). На фото ниже — это все же с достаточного расстояния, с террасы одного из верхних этажей афинского музея.
[table id=3 /]
Справа — афинский Парфенон, слева — придуманный Людвигом I, и воплощенный все тем же фон Кленце Зал славы «Вальгалла».
Внутри (в отличие от мифологического германо-скандинавского оригинала) мирно висят и стоят бюсты великих немцев, выполненные в меру художественных вкусов и талантов изваявших их скульпторов:
Post Scriptum
А еще Людвиг I известен и тем, что в честь его (в то время еще кронпринца) свадьбы был проведен первый Октоберфест в 1810 году. А вот так проходил юбилейный, в честь 200-летия фестиваля: