Где эта улица… (по следам других «Писем…»)

Как известно, современная русская проза началась с Николая Михайловича Карамзина, с его «Писем русского путешественника». А сейчас, помимо чисто художественного интереса,   любопытно перечитывать их, побывав в большей части мест, через которые проезжал классик, и сравнивать описания 1789 года с собственными современными впечатлениями. Жил Карамзин и в Берлине, и подробно описал его. Но если Унтер-ден-Линден или Тиргартен — это и сейчас   «лицо города» которое видит каждый его визитер, то особо забавно было найти не столь общеизвестные места, тем не менее, занимающие заметное место в истории литературных путешествий.

Так вот, в первых же абзацах, описывающих его приезд в Берлин, Карамзин сообщает читателю, что «г. Блум, трактирщик английского короля в Братской улице…. привел меня в маленькую горенку с одним окном»Не самое, надо сказать, туристически-популярное место в Берлине, потому и отыскать его было особенно интересно. И оно таки отыскалось! Судя по карте — в самом центре города. Иду. Вокруг бывше-ГДРовские новостройки, что вызывает опасения: а вдруг разбомбили в войну или сломали после нее? Но, завернув в проулок между чем-то панельно-пустырным — оно! Как и было 200 с гаком лет назад:

Удивительно, но уцелели именно дома, про которых писал Карамзин. В том числе и о том, что: «виделся с известным Николаем, автором и книгопродавцем, живущим в той же улице, где я живу, то есть в Brüderstrasse»Вот самый левый дом на фото и есть тот, где, как утверждает висящая на нем мемориальная табличка, жил литератор и издатель  Кристоф Фридрих Николаи.

И если говорить о классической прозе, то не только берлинские главы «Писем русского путешественника» начинаются с упоминания этой улицы, но и «Письма из Берлина» Генриха Гейне: «Links wieder zwei schöne Straßen, die Breite-Straße und die Brüderstraße», то есть «Слева — снова две прекрасные улицы — Брайтештрассе и Брюдерштрассе».

Да и вообще улица-то стоит того, чтобы о ней знать — ибо это — одна из самых старых улиц Берлина вообще, точнее, даже древнее его: еще в 1297 году  упоминалось, что на ней располагалась церковь доминиканского монастыря (а те-то самые «братья», в честь которой улица названа, — это и есть монахи-доминиканцы) и была она одной из центральных улиц города Кёльн (Cölln), ставшего городом только за 60 лет до того, и в 1307 году слившимся с основанным в 1244 году соседним городом Берлином.

И самый старый из сохранившихся в Берлине жилых домов, построенный в начале XVII века, находится на ней — это как раз  самый левый дом на фото выше. У него есть и собственное прозвище — «Висельничный дом» (Galgenhaus), так как в 1735 году одну горничную, служившую там, торжественно повесили прямо перед парадным входом  за кражу серебряных ложек.